→ Кто построил каменный памятник. Древние каменные сооружения. Мегалитические храмы Мальты

Кто построил каменный памятник. Древние каменные сооружения. Мегалитические храмы Мальты

В каменном кругу древнего кладбища, в пульсирующем древней магией и мощью месте культа старых, забытых и вечных богов Стенолаз поднял руки и окровавленный нож. И закричал. Ликующе. Дико. Нечеловечески.
Всё вокруг замерло в ужасе.

Анджей Сапковский «Божьи воины»

Среди ветреных пустошей, над вереском, под низким неспокойным небом - иероглифы на сером камне. Истёртые временем, потерянные, чуждые нашему миру, заброшенные в него из другой, неизвестной реальности, отделённой бездной веков. Несущие печать вечности обломки забытых эпох, пережившие не одно поколение легенд, в которых уже нет ни капли правды. Но по-прежнему исполненные странной силы и непобедимого величия. Вызывающие трепет даже сейчас. Мегалиты.

Мегалитами («большими камнями») обычно именуются доисторические сооружения из огромных каменных блоков, соединённых без применения раствора. Но это определение очень неточно. Значительная часть археологических памятников, относимых к мегалитам, в строгом смысле не являются сооружениями вообще, так как состоят из единственного монолита или нескольких не соединённых друг с другом плит.

Кроме того, камни мегалитических построек не всегда велики. Наконец, к мегалитам зачастую относят и некоторые здания, построенные уже в историческое время, но либо с использованием циклопических глыб (храм Юпитера в Баальбеке), либо без применения раствора (Мачу-Пикчу в Перу, XVI век).

Что же тогда объединяет мегалиты? Пожалуй, монументальность и ореол тайны. Мегалит - творение ушедшего, часто уже безымянного народа. Это послание из невообразимо далёкого «долегендарного» прошлого. Памятник неизвестному строителю.

ВЕЧНЫЕ КАМНИ

Чуждый, сюрреалистический, противоречащий всем известным принципам архитектуры облик мегалитов подпитывает обширнейшую «современную мифологию», полную атлантов, гиперборейцев и прочих представителей канувших в Лету высокоразвитых цивилизаций. Но есть минимум две причины не принимать всерьёз подобные спекуляции. Во-первых, вразумительного объяснения появлению мегалитов они всё равно не дают. Во-вторых, действительные тайны истории интереснее мнимых.

К простейшим мегалитам, тем самым, которые не могут ещё считаться сооружениями, относятся священные камни сейды и менгиры - вертикально воткнутые в землю продолговатые, грубо обработанные блоки, отколотые от скалы. Чуть позже они сменяются ортостатами, отличающимися плоской формой и наличием как минимум одной тщательно сглаженной грани, на которой чертились или высекались магические знаки.

Одиночные менгиры и сейды, как правило, служили предметами поклонения. Возле крупнейшего в Англии Радстонского монолита высотой 7,6 метра, украшенного окаменевшими следами динозавра, приносились жертвы. На равнинах ледниковые глыбы всегда привлекали внимание и, вполне вероятно, могли считаться домом духа либо оружием первопредка. Менгиры помельче обычно служили надгробиями вождей. Во всяком случае, именно с этой целью последний из них под камеру был установлен в начале прошлого века в Индонезии. Крупнейшее скопление из 3000 ортостатов - Карнакские камни в Бретани - доисторическое кладбище.

В некоторых случаях менигиры размещались группой, образуя обозначающий границы культового места - круг кромлех. Нередко в центре декоративной ограды обнаруживалась выложенная камнем платформа, на которой сжигались тела умерших либо приносились в жертву животные и пленники. Здесь же могли проводиться церемонии, собрания, празднества и прочие общественные мероприятия. Культы менялись. Кромлехи долговечнее религий.

Не исключено и использование мегалитических сооружений в качестве обсерваторий. Для точного определения положения Луны и Солнца (по тени) требовались незыблемые ориентиры. Расставленные по кругу менгиры выполняли эту роль. Нужно отметить, что и в Средние века у обсерваторий было сходное устройство.

Уже в древности люди стремились к разнообразию и не боялись экспериментов. Эпохальным шагом вперёд, настоящим прорывом в каменной архитектуре стали таулы - конструкции из большого камня, водружённого на маленький. Затем появились трилиты - арки из трёх камней - краса и гордость Стоунхенджа. Устойчивость и долговечность этих сооружений навела первобытных строителей на мысль о сооружении дольменов - первых каменных зданий в истории человечества.

С дольменами, как, впрочем, и с остальными простейшими мегалитами связана масса загадок. Например, их никогда не удаётся связать с какой-то определённой археологической культурой - то есть с древним народом, миграции которого отслеживаются учёными по характерной керамике, наконечникам и другим находкам. Камень не выдаёт возраста постройки, ничего не сообщает о создателях. Определить дату появления дольмена, как правило, можно лишь с точностью до нескольких веков. А за такой срок население страны сменялось не раз. Артефакты же, обнаруженные в сооружении и вокруг него, ни о чём не говорят, так как известно, что мегалиты, переходя из рук в руки, оставались «в эксплуатации» тысячелетиями.

Изрядно озадачить может и то обстоятельство, что похожие, почти идентичные мегалиты разбросаны по огромной площади - от Кавказа до Португалии и от Оркнейских островов до Сенегала. В связи с этим выдвигалась даже версия о некой «культуре дольменов», представители которой некогда населяли все эти территории. Но гипотеза не подтвердилась. Следов такого народа найдено не было. Более того, обнаружилось, что возраст двух одинаковых, расположенных рядом дольменов может различаться на пару тысяч лет.

На самом деле сходство дольменов разных стран объясняется тем, что лежащая на поверхности идея закономерно приходила в голову многим людям. Любой ребёнок мог сделать «домик», поставив на ребро четыре плоских камня и положив на них пятый. Либо накрыть ямку в камне плоским блоком (корытообразный дольмен). Восхитившись своим творением, юный архитектор вырастал, становился вождём и подвигал соплеменников на строительство сооружения уже в натуральную величину.

С определённостью можно сказать одно: появление первых мегалитов связано с переходом населения к осёдлому образу жизни. У бродячих охотников не имелось желания ворочать встреченные во время миграций глыбы. Да и группы людей были слишком малочисленными для осуществления масштабных работ. У первых же земледельцев возможность заняться капитальным строительством появилась. Отсутствовал только опыт. И ничего лучшего, нежели вкопать в землю два камня и водрузить на них третий, им долго не приходило в голову.

Судя по всему, дольмены были склепами. В некоторых из них найдены останки сотен людей. Истлевшие кости образовывали слой за слоем, и новые могилы выкапывались прямо в образовавшейся массе. Другие дольмены совершенно пусты. Вероятно, за прошедшие тысячелетия кто-то взял на себя труд вычистить их.

Путь в лабиринте

Особую категорию мегалитов составляют плоские каирны - выложенные из небольших камней линии или рисунки. К ней относятся многочисленные «каменные ладьи» - захоронения викингов, выполненные в форме обозначенного валунами контура корабля, и уникальный «каменный орёл» - изображение птицы с распростёртыми крыльями, созданное неизвестным племенем североамериканских индейцев.

Но самые знаменитые плоские каирны - «лабиринты», встречающиеся в Скандинавии, Финляндии, Англии, на севере России и даже на Новой Земле. Ряды камней образуют запутанную, свивающуюся спиралью тропу. Это наименее заметные и, одновременно, чрезвычайно эффектные мегалиты. Ибо лабиринт - мощный символ, сплетающий реальность. Путь в страну духов извилист.

Кто оставил эти каменные печати, неразгаданные знаки на северной, скудной земле? Как и большинство мегалитов, лабиринты анонимны. Иногда их связывают с племенами протосаамов, но сами саамы ничего не знают о спиралях. Кроме того, лабиринты распространены далеко за пределами границ расселения предков этого народа. Отдельное мнение по данному вопросу у ненцев, считающих плоские каирны делом рук сиртя - низкорослого коренастого народа кузнецов, давно ушедшего под землю.

Но рано или поздно строительство простых каменных коробок переставало приносить удовлетворение. Дольмен достаточно эффектен для прославления отдельного клана, но маловат, чтобы стать гордостью и культовым центром целого племенного союза. Люди уже хотели большего. Хотя бы просто по размеру.

Отдельные дольмены начали выстраиваться в длинный коридор, часто с боковыми ответвлениями. Иногда строились два соединённых переходами коридора. Естественные плиты трудно было подобрать по форме, и для строительства «стен» стала применяться кладка, как в составных дольменах, либо цельные шлифованные блоки, как в плиточных.

Но и в таком случае строение не казалось достаточно величественным. Поэтому поверх «многосерийных» дольменов насыпался колоссальный каирн - искусственное сооружение в виде груды камней. Для того же чтобы пирамида не оседала, по периметру её «подпирали» кольцом ортостатов. Если пояс был не один, получалось что-то подобное зиккурату. О масшта бах неолитической гигантомании можно судить уже по тому, что подобные сооружения, давно принявшие вид покатых холмов, в новое время десятилетиями эксплуатировались как каменоломни, прежде чем рабочие обнаруживали внутренние камеры.

Самые внушительные из памятников неолита именуются ныне «коридорными гробницами» либо «мегалитическими храмами». Но одно и то же сооружение могло совмещать функции или изменить их со временем. В любом случае курганы плохо подходили для совершения ритуалов. Внутри было слишком тесно. Поэтому каирны продолжали сосуществовать с кромлехами до тех пор, пока люди не научились строить настоящие храмы, под сводами которых могли бы поместиться не только жрецы, но и верующие.

Эра мегалитов, начавшаяся в доисторические времена, не имеет чётких границ. Она не завершилась, а лишь, по мере того как совершенствовались технологии строительства, постепенно сходила на нет. Даже в сравнительно поздние эпохи, когда способы возведения арки стали известны, а здания строились из тёсаного камня и кирпича, спрос на гигантские блоки не исчез. Их продолжали использовать, но уже скорее как декоративный элемент. И даже умея скреплять камни раствором, зодчие не всегда находили нужным это делать. Ведь шлифованные камни, пригнанные друг к другу, снабжённые выступами и пазами, смотрелись лучше. Наконец, даже необработанная глыба иногда оказывалась к месту. Валун, служащий основанием для конной статуи Петра I в Санкт-Петербурге, - типичный мегалит.

Башни титанов

Шотландские борхи и средиземноморские нураги - мегалиты относительно поздние, относящиеся уже к веку бронзы. Представляют они собой башни, сложенные из небольших необработанных камней без применения раствора. И то, что многие их этих сооружений, скреплённых лишь весом материала, стоят до сих пор, вызывает огромное уважение к строителям.

Создание борхов приписывается пиктам, а нурагов - шарденам. Но обе версии не бесспорны. Кроме того, от самих этих народов остались лишь имена, данные им иностранными летописцами. Происхождение и обычаи пиктов и шарденов неизвестны. И это ещё более затрудняет разгадку назначения многочисленных (лишь на одной Сардинии было построено больше 30 000 нурагов), но нефункциональных сооружений.

Брохи напоминают укрепления, но едва ли использовались для обороны, потому что не имели бойниц и не могли вместить достаточное количество защитников. В них не разводили огонь, не жили, не хоронили усопших и не хранили припасы. Найденные же в башнях предметы принадлежат почти исключительно кельтам, столетия спустя заселившим Шотландию и пытавшимся придумать башням какое-то применение. Однако преуспели они не больше археологов.

ТАЙНЫ БОЛЬШОГО КАМНЯ

Остается вопрос «как». Как без тяжёлой техники люди доставляли огромные камни, как поднимали их, как обтёсывали? Именно эти загадки вдохновляют авторов альтернативных гипотез. В основе которых, впрочем, лежит банальное отсутствие воображения. Неподготовленному человеку трудно представить, как варвары каменными орудиями обтёсывают гигантский блок и вручную устанавливают его на место. Представить же, как всё это неизвестно зачем неизвестным способом проделывают неизвестно куда подевавшиеся атланты, по силам любому.

Но альтернативные рассуждения содержат фундаментальную ошибку. Располагая подъёмными кранами и алмазными пилами, мы не используем огромные каменные монолиты. Это же нерационально. Сейчас доступны более удобные материалы. Мегалиты сооружались людьми, просто не способными ещё строить иначе.

Камень действительно трудно обрабатывать другим камнем или медью. Поэтому лишь в век железа строить начали из сравнительно компактных тёсаных «кирпичей». Ведь чем меньше блок, тем больше его относительная поверхность. Так что египтяне вовсе не стремились осложнить себе работу, используя для возведения пирамид полутора- и двухтонные глыбы, которые, конечно же, нелегко было перевозить и поднимать. Напротив, они облегчали её, насколько возможно. Ведь с уменьшением блоков затраты на их изготовление резко возросли бы, транспортные же расходы сократились бы незначительно.

Переправлять-то пришлось бы прежний вес. Так же рассуждали и создатели мегалитов.

Оценка сложности задачи «на глаз» часто приводит к ошибкам. Кажется, что труд строителей Стоунхенджа был огромен, но, очевидно, затраты на сооружение самых малых из египетских и месоамериканских пирамид были несравненно выше. В свою очередь, на все пирамиды Египта, вместе взятые, ушло вчетверо меньше труда, чем на один только канал - 700-километровый «дублёр» русла Нила. Вот это действительно был масштабный проект! Пирамиды же египтяне возводили в свободное время. Для души.

Трудно ли было обтесать и отшлифовать 20-тонную плиту? Да. Но каждый крестьянин или охотник в каменном веке за свою жизнь между делом, вечерами изготовляя необходимые инструменты, доводил почти до зеркального блеска около 40 квадратных метров камня, по возможности выбирая самые твёрдые из горных пород: обработке откалыванием и шлифовкой о мокрый песок не поддаётся только алмаз.

Сложной представляется доставка огромных камней не только без техники, но и без лошадей, даже без колеса. Между тем, при Петре I фрегаты именно так переправлялись по маршруту будущего Беломорканала. Крестьяне и солдаты тянули корабли по деревянным рельсам, подкладывая деревянные же катки. Причём груз не раз приходилось втаскивать на многометровые утёсы. В таких случаях приходилось сооружать намёт, а иногда и использовать противовесы в виде клетей с камнями. Но, отдавая приказ, царь, вероятно, думал недолго, так как речь шла об операции вполне заурядной. Испанцам тоже казалось и быстрее, и безопаснее перетаскивать галеоны из Карибского моря в Тихий океан через Панамский перешеек, чем перегонять их вокруг мыса Горн.

Ценную информацию дало исследование мальтийских мегалитических храмов, один из которых был внезапно заброшен в процессе строительства. Всё, что рабочие обычно забирали с собой, - каменные катки и салазки - осталось на месте. Сохранились даже чертежи, имевшие вид миниатюрного макета сооружения (именно так - по модели, а не по бумаге, - строили до XVIII века). Кроме того, на Мальте, а позже и в других богатых мегалитами регионах, были обнаружены «каменные рельсы» - параллельные борозды, оставленные многократным прокатыванием круглых камней под тяжёлыми салазками.

Хоббичьи норы

Мегалитические сооружения Скара-Брей уникальны в первую очередь тем, что они - жилые. Обычно люди неолита строили из вечного камня дома только для мёртвых. Но Шотландия в ту пору была северным форпостом земледелия. Так что удивительно низкорослому, меньше пигмеев, народу, решившему обосноваться на этой суровой земле, пришлось окапываться на совесть. Сказывалась и нехватка дерева. «Хоббиты» могли рассчитывать лишь на брёвна, принесённые морскими волнами.

Другая интересная особенность данных мегалитов - в их кладке немного того, что заслуживало бы эпитета «мега». Камни, в большинстве, невелики. Дома явно строились силами одной семьи, не способной доставить на место и водрузить на сооружение монолитную плиту дольмена. Крыши «хоббиты» сооружали из дерева и дёрна. Зато в каждой комнате было несколько мегалитов в миниатюре - каменных табуретов и этажерок.

Но всё-таки - не слишком ли велик был труд? Так ли уж нужно было безвестным варварам осложнять свою и без того нелёгкую жизнь доставкой и подъёмом 50-тонных глыб Стоунхенджа? Причём не выгоды ради, а для красоты, для славы. Понимая, что арки культового центра вполне можно сделать и из дерева.

Жители неолитической Англии думали, что не слишком. Точно так же полагали и римляне, используя в Баальбеке рекордные, немыслимые 800-тонные блоки, хотя вполне могли обойтись и обычными. С ними были согласны инки, вырезая из камня прихотливые пазлы, чтобы собрать из них стены Мачу-Пикчу. Мегалитические постройки поражают воображение даже сейчас. Поражали они его и тогда. Намного сильнее поражали. Своим трудом строители прославляли божество, и немного - самих себя. А учитывая, что цели они достигли, - хотя имена их забыты, слава, пережив рождение и конец многих цивилизаций, гремит сквозь тысячелетия, - можно ли говорить, что труд был слишком велик?

Напротив, это было очень экономичное решение.

Во что поиграть?
  • Rise of Nations (2003)
  • Age of Empires 3 (2005)
  • Civilization 4 (2005)

Каменный кромлех в 130 километрах на юго-запад от Лондона внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является, пожалуй, главной достопримечательностью Великобритании. Визитная карточка старой Англии не намного моложе древнеегипетских пирамид и не менее сложна в исполнении. Причем, ответ на вопрос, кто построил Стоунхендж, до сих пор остается для ученых загадкой.

Невозможное возможно – доказано временем

В попытках разгадать одну из главных исторических загадок тысячелетий – Кто построил Стоунхендж? – профессиональные ученые и просто любители древностей обращают внимание на огромные размеры мегалитов. Приезжающие к памятнику туристы узнают, что первые глыбы оказались на месте кромлеха уже в третьем тысячелетии до нашей эры, и не могут поверить, что в эпоху технологического несовершенства это сооружение было воздвигнуто человеческими силами. Поэтому теории о вмешательстве сил «инородных» – от инопланетян до живших на земле до потопа гигантов – по сей день находят своих почитателей.

С другой стороны, существовали и реконструкции XX века, которые доказали, что создать подобный проект при условии достаточного количества человеческой силы и вполне примитивных орудий реально. Сложность для строителей Стоунхенджа заключалась в том, что им приходилось издалека перетаскивать огромные каменные глыбы на место современного нахождения памятника, поскольку вблизи таких горных пород не было. В декабре 2011 года в лондонском издании «The Independent» появилось сообщение о том, что ученые наконец-то нашли первоисточник камня из первого круга кромлеха. Им оказалось семидесятиметровое обнажение скалы на севере Пембрукшира, в 220 километрах от Стоунхенджа.

Три фазы строительства

Сегодня ученые рассматривают Стоунхендж не как один памятник, а выделяют в нем как минимум три фазы. Исследование четырех мезолитических ям неподалеку от современной автостоянки для туристов, показало, что уже за 8000 лет до нашей эры недалеко от Стоунхенджа существовал рукотворный комплекс, который, возможно, имел ритуальное значение. Но первый культурный слой появился на этом месте гораздо позднее, уже в 3100-3000 годах до нашей эры. Круговой ров и канаву диаметром около 110 метров древние строители Стоунхенджа заполняли костями оленей, быков и в некоторых местах кремниевыми орудиями. Носители этой культуры предположительно были выходцами с континентальной Европы и занимались скотоводством, земледелием, обработкой камня.

В 3000 году до н.э. на месте первого Стоунхенджа появляется «вторая фаза». Ее первооткрывателем стал антиквар Джон Обри, который в XVII веке обнаружил несколько небольших в диаметре лунок. Позднее, уже в начале XX века другой исследователь Стоунхенджа, полковник Уильям Хоули, положил начало полной реконструкции этого комплекса. В её результате выяснилось, что 56 лунок (которые в честь первооткрывателя получили название лунок Обри) окружали Стоунхендж по периметру за земляным валом и были наполнены останками дерева. В некоторых из них находились также следы кремации. Поэтому к астрономической или «религиозной» версии добавилась еще одна теория о предназначении Стоунхенджа – использование его как места захоронения.

Кто и для чего построил Стоунхендж

Попытки выяснить, кто и для чего построил Стоунхендж, предпринимались на протяжении всей английской истории Нового и Новейшего времени. Иногда исследователи приходили к неожиданным выводам. Например, в XVIII веке биограф Ньютона и исследователь Стоунхенджа и других мегалитических комплексов Уильям Стьюкли заключил, что Стоунхендж с опорой на знания о земном магнетизме построили друиды . Позднее эту версию отвергли, поскольку, как выяснилось, Стоунхендж был построен намного раньше эпохи появления кельтского жречества.

Третья фаза Стоунхенджа в несколько этапов формировалась с середины III до середины II тысячелетия до нашей эры. Она также содержала концентрические круги и останки кремированных тел, поэтому версии о погребальном и (или) астрономическом использовании памятника до сих пор остаются наиболее ходовыми. Основная научная проблема долг заключалась в том, континентальное или островное происхождение имеют культуры создателей этого комплекса. Точные физические методы исследований показали, что часть камней была принесена на монумент с гор Пресли в юго-западном Уэльсе, а часть – с северного Пембрукшира.

Сегодня доподлинно известно, что Стоунхендж строился долгое время в несколько этапов и представителями разных культур, поэтому вряд ли можно дать однозначный ответ на вопрос, кто же все-таки построил Стоунхендж. Одними из последних строителей этого древнего памятника были представители Уэссекской археологической культуры Бронзового века. Она находит параллели в Хилверсюмской археологической культуре на севере Нидерландов, представители которой также использовали нехарактерную в те времена для северной Европы кремацию для захоронения мертвых. Уэссекские строители Стоунхенджа имели тесные торговые контакты с континентальной Европой. В их курганах археологи находят артефакты из Прибалтики, Германии, Франции. Развитая торговля подтверждала очевидный факт обладания уэссексами развитой социальной организацией, необходимой для строительства Стоунхенджа.

Ксения Жарчинская


История и загадка Стоунхенджа
Стоунхендж расположен в просторной Солсберийской долине, окруженной сотнями холмов. Он символизирует тайну, силу и стойкость страны. История и цель создания его до сих пор остаются загадкой. По одной из теорий, он был храмом, построенным для поклонения дрeвним богам. Другие утверждают, что это была астрономическая обсерватория. Примечательно, что один из камней в день летнего солнцестояния отбрасывает тень в центр круга. Третья теория гласит, что это было священное место для похорон высокопоставленных жителей древних цивилизаций. Но никто не может подтвердить ни одну из теорий. Ясно одно: Стоунхендж был построен не для повседневных событий. Усилия, которые понадобились для сооружения Стоунхендж, были экстраординарные. Камни, которые мы можем наблюдать сегодня - руины, оставшиеся от оригинального сооружения. В те времена строительство такого монумента требовало огромных усилий и физического труда. На первом этапе строительства представлял собой земляное
укрепление. Это были насыпь и ров. Ров назывался Хендж. Первая постройка была возведена 5000 лет назад. Второй этап строительства — строительство внутреннего круга — происходил примерно 2000 лет назад. На этом этапе были возведены первые малые камни, которые образовали внутренний круг. Использовался базальт. Считается, что камень, который был использован для строительства внутреннего круга, был доставлен с гор Юго-Западной части Уэльса. Для этого, камень нужно было транспортировать на расстояние около 400 км. Каждый камень весил около 4 тонн, а использовалось их 80 штук. Современники предполагают, что камни тащили на валах и санях с гор до водных истоков, а затем их погружали на плоты или шлюпки и по воде перевозили через Уэльс, сгружали и снова тащили по земле около десяти километров, затем погружали на воду. После водного этапа надо было только сгрузить и протащить их три километра.
Песчаник, камень внешнего круга, весил около 50 тонн каждый! Расстояние, которое надо было преодолеть, чтобы его доставить на место, превышало 30 километров. Ученые предполагают, что для их преодоления необходимо было 600 человек только для перенесения одного камня.

Кто построил?

Точного ответа на этот вопрос нет. Строительство приписывали разным древним народам. Самая увлекательная теория связана с друидами. Впервые эту связь установил букинист Джон Одри триста лет назад. Римские писатели, включая Юлия Цезаря, упоминали Кельтское духовенство, которое процветало в период первого завоевания земель римлянами, в пятьдесят пятом году до нашей эры. Хотя к тому времени сооружению было уже около двух тысяч лет, и, к тому же друиды поклонялись Богам в лесах и не нуждались в каменных строениях. Пожалуй, самой правдоподобной догадкой является теория о том, что строительство Стоунхенджа было начато народами, жившими в конце нового каменного века, и продолжили ее люди «новой экономики». Их называли «народом чаш», так как они использовали керамическую посуду, начали создавать изделия из металла и жить в более общинном стиле. Скорее, это были представители коренного населения.
Легенда о короле Артуре тоже упоминала строительство Стоунхендж. По легенде, монумент был принесен гигантами из Африки в Ирландию и обладал лечебными силами. Но Король Аурелиус Амброзиус хотел возвести монумент для поминания и мольбы о погибших. Идея заключалась в том, чтобы перенести камни из Ирландии в Англию и восстановить постройку. Но, когда британцы прибыли в Ирландию, стало понятно, что они никогда не осилят перевоз такого груза. Следовательно, пришлось воспользоваться магическими силами и перенести сооружение.

О строительстве Стоунхенджа
Стоунжендж возводился в три этапа.
І. 3050 г. до н.э. (5050 лет назад) Кольцевой ров и насыпь (хэндж).
ІІ. Около 2600 г. до н.э. (4600 лет назад) В центре было возведено деревянное сооружение.
ІІІ. 2400-1500 гг до н.э. (4500-3500 лет назад) Был возведен каменный монумент, который затем переделывался и перестраивался в течении 1000 лет.
Самые большие глыбы круга - Сарсенские камни, - были доставлены из холмов Мальборо, расположенных в 30 км от Стоунхенджа. Камни поменьше (так называемые Синие камни), доставлялись из мистических гор Прессели, расположенных в 385 км - в Уэльсе.

Строить из камня люди начали в незапамятные времена, что совершенно понятно: этот строительный материал человечеству подарила сама природа! Сегодня мы восхищаемся монументальными творениями ушедших поколений: любуемся каменными замками и резиденциями, загадочными храмами и усыпальницами, не прочь отправиться за тридевять земель, чтобы сделать селфи на фоне какого-нибудь старинного чуда. Компания «Геомастер» составила собственный рейтинг построек, которые не могут не впечатлять.

1. Великие пирамиды в Гизе.

Три главные пирамиды (Хеопса, Микерина и Хефрена), охраняемые Великим Сфинксом, – лишь часть огромного некрополя, расположенного на пустынном плато близ Каира. Памятники окружены не только вниманием со стороны туристов, но и многочисленными загадками. Например, как удалось людям без современных технических приспособлений возвести такие гигантские объекты? На сооружение только пирамиды Хеопса ушло 2,5 миллиона каменных блоков, большинство из которых весит около 2,5 тонн каждый .

2. Мачу-Пикчу

Легендарный город, укрытый в сердце Анд, на высоте 2450 метров над уровнем моря. Поселение цивилизации инков, основанное в середине XV века, как и египетские пирамиды, хранит немало тайн. Одна из них – внезапное исчезновение всех жителей в 1532 году. Спустя века мы восторгаемся четкой планировкой города, вмещавшего в себя дворцовые постройки, храмы, хранилища и другие общеполезные помещения. Здания сложены из тщательно обработанного камня, тесно подогнанных друг к другу плит. А еще инкские строители знали толк в террасировании.

3. Стоунхендж

Расположенный в 130 километрах от Лондона Стоунхендж – идеальная с геометрической точки зрения композиция. В связи с чем исследователи полагают, что место было не только площадкой для совершения ритуалов, но также могло служить древней обсерваторией и календарем. Памятник представляет собой комплекс кольцевых и подковообразных каменных и земляных конструкций. Наиболее крупные глыбы Стоунхенджа весят до 50 тонн каждая.

4. Каменные круги Гебекли-Тепе

«Пузатый холм» (так с турецкого языка переводится название Гебекли-Тепе) является древнейшим из крупных мегалитических построек мира. Его возраст – 12 тысячелетий. Храмы в виде кругов, расположенные на вершине горного хребта на юго-востоке Турции, сооружены из обработанных шлифованием и плотно уложенных камней. Диаметр окружностей – 30 м, внутри каждой – T-образная каменная скульптура с вырезанными на ней рисунками животных и птиц.

5. Курган Ньюгрейндж

Величественный курган, 11-метровый в высоту и достигающий 85 метров в диаметре, находится в Ирландии. Возраст памятника – 5000 лет. Стены объекта сложены из крупного кварца, крыша земляная. Потребовавший проведения некоторых работ по реконструкции снаружи, курган прекрасно сохранился внутри. Единственный вход ведет в комнату с крупными монолитами, алтарем и стенами , украшенны ми узорами из колец и спиралей. Ньюгрейндж знаменит тем, что во время зимнего солнцестояния рассветные лучи солнца проходят во внутреннюю комнату через узкую щель. Строители рассчитали все до миллиметра: луч падает прямо на алтарь, а потом освещает стеновые ниши.

6. Мегалитические храмы Мальты

Одно из любимейших мест отдыха туристов давно известно как ареал сосредоточения памятников всемирного наследия. На Мальте обнаружены 23 святилища, возведенные из местного известняка. Лучше всех сохрани лись Хагар Квим, Джгантия, Т а р ш ьен и Мнайдра. Над сим великолепием с троители начали работать на Мальтийском архипелаге 7000 лет назад, и трудились они на совесть. Древние храмы дошли бы до нас в лучшем состоянии, если бы крестьяне впоследствии не разбирали их «по камешкам» для сельскохозяйственных нужд.

7. Сокровищница Атрея

Сокровищница Атрея (она же Гробница Агамеменона) – подкурганная купольная гробница ульевого типа, находящаяся в греческих Микенах. Сооружение построено из больших камней без применения кладочного раствора. Предположительно, усыпальница использовалась для захоронения царя Атрея либо его преемников. Греки полагали, что в гробнице сложены несметные сокровища правителей, поэтому она и стала называться сокровищницей. Какие богатства там были в реальности, неизвестно, поскольку еще в древности место подверглось разграблению.

Строить из камня – строить на века!

Наш обзор древних построек (который, кстати, можно продолжать и продолжать) – свидетельство колоссальной надежности технологий каменного строительства. Натуральный камень выдерживает натиск дождей, ветров, солнца и, к слову, дарит чисто эстетическое наслаждение смотрящему. Сотрудники «Геомастер» продолжают славные традиции «коллег» из прошлого и строят объекты из габионов и камня любой сложности. Ваше личное «чудо света» будет возведено в рекордные сроки! Для этого просто доверьте строительство нам!

На фото: архитектурный памятник Стоунхендж в Англии. Фото с dailymail.co.uk

История Стоунхенджа

Ученые полагают, что одна из самых загадочных достопримечательностей Англии – знаменитый Стоунхендж – был заложен свыше 5000 лет назад . С тех пор таинственный кромлех продолжает притягивать людей со всех концов света.

Предполагается, что строительство Стоунхенджа заняло свыше трех сотен лет . На протяжении веков его многократно перестраивали и изменяли. Истинное предназначение постройки до сих пор не известно, однако есть подкрепленные археологическими находками предположения, что некогда его использовали как гигантскую обсерваторию или ритуальное сооружение, связанное с культом мертвых в раннем язычестве.


На рис.: загадочная языческая церемония в древнем Стоунхендже в Англии. Источник: bbc.co.uk

Первая круговая постройка на месте современного каменного кромлеха была возведена около 3100 года до нашей эры и состояла из насыпи диаметром порядка 110 метров и рва, в который были уложены кости оленей и быков. Причем, археологи полагают, что эти кости были значительно старше, нежели инструменты, которыми копали ров.

Внутри было вырыто 56 ям, названных в честь одного из первых исследователей Стоунхенджа лунками Обри. Как считают современные ученые, они использовались в астрономических целях, возможно, с помощью устанавливаемых в лунки камней или стволов деревьев древние жители Англии предсказывали затмения или следили за движениями небесных тел. А в 2013 году группа исследователей обнаружила кремированные останки как минимум 63 человек – мужчин, женщин и даже нескольких детей, захороненных в лунки Обри. Всего в Стоунхендже было найдено около 50 000 костей. На территории памятника были открыты и более поздние захоронения, а также свидетельства посещения памятника большим количеством людей.

Предполагается, что первые каменные постройки на месте Стоунхенджа появились примерно в 2600 году до нашей эры. К той поре относятся 80 стоячих камней, некоторые из которых были привезены с расстояния в 240-250 километров. Другие камни были взяты из карьера, расположенного в 80 километрах от Стоунхенджа. Причем, самые большие камни достигали двухметровой высоты и весили порядка 2 тонн. Позднее были добавлены еще более крупные камни, часть из которых сохранилась и до наших дней. Самые тяжелые камни кромлеха весят свыше 50 тонн, а высота крупнейшего камня составляет умопомрачительные 7 метров.

Исследователи до сих пор гадают, как именно доставляли и устанавливали эти глыбы. Неудивительно, что люди верили, будто в строительстве участвовали великаны или объясняли возникновение Стоунхенджа магией. Несомненно одно – его постройка требовала огромных усилий большого количества людей и длилась несколько веков. Но вот что именно подвигло древних жителей современной Англии на возведение столь грандиозного сооружения, остается только гадать.


Иллюстрация из манускрипта середины 14-го века. Участие волшебника Мерлина и великанов в постройке Стоунхенджа. Источник: http://www.english-heritage.org.uk

В плане масштабности и исторического возраста Стоунхендж вполне способен соперничать с египетскими пирамидами. И определенно превосходит их своей загадочностью.

Стоунхендж в наше время

К несчастью, до наших дней дожила лишь небольшая часть некогда величественной постройки. Но, тем не менее, ее масштабы поражают и по сей день. Сейчас мы можем увидеть лишь внушительный алтарный камень, несколько вертикальных камней с перемычками, пяточный камень, остатки рва и часть сохранившихся лунок. Стоя рядом с камнями-гигантами высотой в три человеческих роста, невозможно поверить, что их возводили люди, тем более, задолго до появления строительной техники.


План современного Стоунхенджа. Источник: https://en.wikipedia.org

Небольшим разочарованием для туристов может стать то, что Стоунхендж всегда полон посетителей, а к камням нельзя подходить слишком близко, не говоря уж о том, чтобы трогать их руками. То есть ожидаемого «единения с космосом», которого многие ждут от визита в Стоунхендж, скорее всего, не выйдет.

Но, даже с учетом постоянных толп туристов, Стоунхендж производит неизгладимое впечатление и не зря остаётся одной из самых посещаемых достопримечательностей Великобритании. Да и помимо разглядывания камней на территории музейного комплекса найдется чем заняться. Например, можно попробовать сдвинуть с места камень, аналогичный по размеру и весу глыбам в памятнике, увидеть неолитические хижины и представить, как жили люди во времена строительства Стоунхеджа, купить необычные сувениры и полюбоваться цветущим вокруг разнотравьем.

Как добраться до Стоунхенджа


На фото: очередь из туристов к Стоунхенджу. Фото с telegraph.org.uk

Если вы хотите увидеть таинственное творение древних мастеров своими глазами, то проще всего отправиться в Стоунхендж на машине. Он находится всего в 130 км от Лондона в графстве Wiltshire неподалеку от городка Amesbury по адресу Amesbury, Солсбери SP4 7DE, Великобритания.

С вокзала Waterloo до местечка Salisbury, находящегося в 9,5 милях от интересующего нас места, каждый час ходят поезда. Путешествие на поезде займет около полутора часов, плюс придется воспользоваться автобусом или такси, либо прогуляться около 15 километров пешком по живописной местности. Повсеместные указатели не дадут вам заблудиться.

Доехать до Стоунхенджа можно и на автобусе от аэропорта Хитроу или со стоянки Victoria Coach Station. В таком случае поездка займет около двух часов. Автобус довезет жаждущих приобщиться к тайнам древности до Amesbury, где придется пересесть на другой автобус, взять такси или же прогуляться около 2 миль пешком.

Также можно выбрать любой из огромного количества вариантов автобусных туров и посетить только Стоунхендж или несколько достопримечательностей сразу. Первый вариант будет стоить £40-50 на одного человека, поездка из Лондона туда-обратно займет около 5 часов.

Стоунхендж открыт для посещения ежедневно, за исключением рождественских выходных, с 9:30 до 19 часов. Билеты обойдутся в £16.30 для взрослых, £9.80 для детей от 5 до 15 лет, £14.70 для пенсионеров и студентов. Семейный билет на 2 взрослых и 3 детей обойдется в £42.40 при бронировании онлайн. Билеты на входе будут стоить примерно на 1-2 фунта дороже. Если вам понадобится аудио-гид, его аренда обойдется в 3 фунта.

Так стоит ли ехать так далеко? Несомненно, стоит, если вы хотите почувствовать ни с чем не сравнимую энергетику этого загадочного места, увидеть своими глазами камни, стоявшие на том же самом месте задолго до Рождества Христова, а также до прихода римлян, строительства Адрианова вала, правления легендарного короля Артура и многих других исторических событий.

Ну а если же для вас камни – это просто камни, и вы не видите какой-либо эзотеричекой подоплеки в данном строении, то в Англии, бесспорно, найдется множество других, не менее интересных мест, добраться до которых гораздо проще.

 

 

Это интересно: