→ Кто перенес в ватикан резиденция папы. Ватиканские дворцы. Мировые шедевры во дворцах Ватикана

Кто перенес в ватикан резиденция папы. Ватиканские дворцы. Мировые шедевры во дворцах Ватикана

Кто-кто, а уж Папы Римские точно умеют жить красиво. Их резиденция в Ватикане состоит не из одного, а сразу из нескольких зданий, которые объединяются в комплекс Апостольского дворца. Аполлон Бельведерский, Сикстинская капелла и Станцы Рафаэля - все эти шедевры находятся в Ватиканском дворце.

Апостольский или, как его часто называют, Папский дворец находится в Ватикане и состоит из нескольких самостоятельных зданий, расположенных вокруг двора Сикста V. К ним относятся, например, непосредственно апартаменты Папы, Бельведерский дворец с расположенным в нем музеем Пия-Клемента, часовни, знаменитая Сикстинская капелла, Станцы Рафаэля, апартаменты Борджиа, а также несколько офисных помещений. Частью комплекса считаются и несколько галерей, среди которых - Браччо-Нуово и Браманте.

Апостольский дворец

Когда построили дворец?

Начало строительства Ватиканского дворца относится примерно к V-VI векам, хотя некоторые историки предполагают, что первый камень мог быть заложен еще раньше, во времена Константина Великого, то есть в конце III - начале IV веков. Как бы то ни было, уже во время коронации Карла Великого Папа Лев III жил во дворце на Ватиканском холме. Здание, правда, со временем пришло в запустение, и вплоть до авиньонского пленения пристанищем Папам служил Латеранский дворец в Риме.

На протяжении 70 лет Папы томились в Авиньоне, а в конце XIV века вернулись, чтобы снова поселиться в Ватикане - теперь уже насовсем. До конца XIX века Папы располагали, в том числе, и летней резиденцией в Квиринальском дворце в Риме, где сейчас квартируется президент Италии.

В Бельведерском музее находится «Страшный суд» Микеланджело

Дворцовый комплекс отстраивался постепенно. Во второй половине XV века на месте бывшей Великой капеллы была построена Сикстинская капелла. Над ее созданием трудился итальянский архитектор Джордже де Дольчи. Здание знаменито благодаря прекрасным фрескам кисти Сандро Ботичелли и Микеланджело. А чтобы посмотреть на знаменитый «Страшный суд» на алтарной стене, в Ватикан ежедневно приезжают тысячи туристов.

Мировые шедевры во дворцах Ватикана

В конце XV века на Ватиканском холме вырос Бельведерский дворец. Над ним работал архитектор Донато Браманте - тот самый, который приложил руку к созданию собора Святого Петра в Риме. В конце XVIII века по приказу Климента XIV и Пия VI во дворце расположили музей Пио-Клементино. Он знаменит своим квадратным двориком, где расположены всемирно известные скульптуры. Именно здесь можно увидеть Аполлона Бельведерского, мраморную копию середины II века нашей эры. В одной из ниш сада находится композиция «Лаокоон и сыновья», которую реставрировал Микеланджело.

Лаокоон и сыновья

Донато Браманте начал строительство лож, которые позже расписал Рафаэль с учениками. Рядом с ними находятся и Станцы Рафаэля, над которыми художник трудился по приказу Папы Юлия II. В то время будущему гению было всего 25 лет, и этот заказ стал отправной точкой для юного дарования. Почти 10 лет он работал над созданием фресок, которые сегодня считаются одним из величайших произведений искусства времен Ренессанса. Неподалеку от лож Рафаэля на третьем этаже дворца находилась картинная галерея, которую в начале XX века переместили в Бельведерский дворец. Сейчас Ватиканская пинакотека располагается в отдельном здании. На стенах можно найти шедевры Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана.

В дворцовый комплекс Ватикана входят еще несколько музеев. В начале XIX века Папа Пий VII основал музей Кьярамонти. В нем собрана внушительная коллекция античных скульптур, среди которых, например, тот самый Нил с 16 детьми-притоками. Папа Григорий XVI чуть позже основал Египетский и Этрусский музеи. Собрание, конечно, уступает коллекции знаменитого Египетского музея в Берлине, но и в нем хранятся интересные находки, например, скульптура Рамзеса II на троне и статуя Уджагорессента (жреца, жившего в VI веке до нашей эры) без головы. Особое место в структуре Ватиканского дворца занимает апостольская библиотека, где хранится больше полутора миллионов печатных книг и около полутора сотен рукописей эпохи Возрождения.

Нил с детьми

Апостольский дворец ассоциируется с обращением Папы. Именно отсюда каждое воскресенье понтифик вещает для паствы. Из окна кабинета дворца вывешивается личный флаг Папы (разрабатывается для каждого отдельно), а затем все собравшиеся могут узреть понтифика лично.

Залы для аудиенций располагаются на третьем этаже дворца, среди них Климентинский зал , Зал консисторий, Большой и Малый тронные залы, папская библиотека (кабинет Папы и помещение для частных аудиенций). На четвертом этаже находятся помещения папского секретариата. Во дворце более 1000 помещений, имеющих мировую известность благодаря находящимся в них величайшим произведениям искусства: Сикстинская капелла и её знаменитые фрески потолка, выполненные Микеланджело (восстановленные в 1980-1990 гг.) и Станцы Рафаэля .

До переноса столицы Италии в Рим в г. летней резиденцией папы служил Квиринальский дворец . Другая папская резиденция находится в Латеранском дворце , а в городке Кастель-Гандольфо располагается загородная летняя резиденция.

История постройки

О начале постройки Ватиканского дворца нет точных сведений: одни приписывают её Константину Великому , другие относят первоначальную постройку ко времени папы Симмаха (VI в.). Достоверно только то, что во время приезда Карла Великого в Рим для коронования, резиденциею папы Льва III служил дворец на Ватиканском холме; но затем дворец был запущен, и резиденция папы перенесена в Латеранский дворец . Только со времени возвращения пап из Авиньона (1377) Ватикан становится постоянной папской резиденцией и расширяется целым рядом грандиозных пристроек.

Южная (старейшая) часть дворца

Главный вход находится со стороны правого крыла колоннады св. Петра , близ конной статуи Константина Великого. Главная лестница (scala Regia) с великолепной ионической колоннадой (построена при Урбане VIII), ведет в Царскую залу (Sala Regia), служащую вестибюлем для Сикстинской и Паулинской капелл. Sala Regia украшена прекрасными фресками Вазари , Саммакини , братьев Цуккеро , Сальвиати и Сиккиоланте .

Паулинская капелла замечательна двумя фресками Микеланджело: «Обращение апостола Павла» и «Распятие ап. Петра», значительно пострадавшими от копоти восковых свечей. Во время Пасхи здесь совершается богослужение. Во втором этаже находятся знаменитые ложи Рафаэля и 4 залы, так называемые Станцы Рафаэля , которые Рафаэль с своими учениками расписал по поручению пап Юлия II и Льва Χ (1508-20). Зала Константина ведет в Sala de Chiroscuri (зало светотеней), откуда выходят с одной стороны в капеллу San Lorenzo, с фресками Фра Ангелико , а с другой - в галерею Лож. Но главный путь в Ложи идет из двора св. Дамаза по великолепной лестнице из 118 ступеней, построенной при папе Пие IX.

В XIX веке в 5-и залах третьего этажа, позади лож Рафаэля, была расположена Ватиканская картинная галерея, которая заключала небольшое число картин, являющихся лучшими произведениями великих мастеров. Затем 19 марта 1908 года в одном из крыльев Бельведерского дворца была открыта Ватиканская пинакотека , для которой в 1932 году было построено новое здание по заказу папы Пия XI.

Собственные апартаменты папы и зала аудиенций расположены вокруг двора св. Дамаза, со стороны храма св. Петра.

Бельведерский дворец


Бельведерский дворец занят Музеем Пия-Климента . В музей ведут два вестибюля: четырехугольный, со знаменитым бельведерским торсом Геркулеса, и круглый, откуда открывается вид на панораму города Рима. Рядом с круглым вестибюлем - зала Мелеагра, где выставлена статуя этого мифического охотника. Из круглого вестибюля входят в восьмиугольный внутренний двор, окруженный портиком, поддерживаемым 16 гранитными колоннами. Под портиком расставлены саркофаги, алтари, купели, барельефы - все почти замечательной античной работы. В четырехугольных нишах красуются всемирно известные статуи: Аполлон Бельведерский , Лаокоон и его сыновья , Гермес Бельведерский и Персей Кановы .

Из этого двора вступают в галерею Статуй, где между другими произведениями находятся Аполлон Савроктонский и Купидон Праксителя, Спящая Ариадна. Отсюда через залу Зверей (т. назв. по коллекции замечательно исполненных скульптурных фигур животных) вступают в залу Муз, восьмиугольную, поддерживаемую 16 колоннами из каррарского мрамора, с античными статуями Аполлона Массагетского и муз, найденных в Тиволи. Зала Муз ведет в Круглую залу, с куполом на 10 мраморных колоннах, с полом из античной мозаики, найденной в Отриколи. В этой зале находятся бассейн из красного порфира, единственный в своем роде по величине и красоте, статуи Антиноя, Цереры, Юноны, Геркулеса и др. К югу от этой залы расположена зала Греческого креста, так называемая по своей форме; здесь находятся саркофаги из красного порфира св. Елены и Констанции.

Отсюда выходят на внутреннюю главную лестницу музея, построенную Симонети и украшенную 30 колоннами из красного гранита и двумя из черного порфира. Эта же лестница ведет в Египетский музей , основанный Пием VII, и во 2-й этаж, где находится галерея Канделябр и Этрусский музей , основанный Григорием XVI и занимающий 13 зал, с богатейшим собранием древнеиталийских древностей.

Лестница музея выводит в сад della Pigna. В торцовой стене дворца устроена полукруглая ниша (архитектор Пирро Лигорио , 1560 г.) с бронзовым римским фонтана в форме шишки (итал. Pigna ) I в., давшем название всему саду.

Галереи Браманте и Браччо-Нуово

Северный конец восточной галереи Браманте и галерею Браччо-Нуово занимает музей Кьярамонти . Каждая сторона первой галереи разделена на 30 отделений, обставленных замечательным собранием статуй, бюстов и барельефов (Тиберий, Юлий Цезарь, Сон, Силен и др.; бюсты: Цицерона, Мария, Сципиона Африканского и др.). В галерее Браччио-Нуово статуи: Августа, Клавдия, Тита, Еврипида, Демосфена, Минервы и др.; бюсты: Марка Антония, Лепида, Адриана, Траяна и др. От галереи Киарамонте на юг, отделяясь одной решеткой, расположен музей Надписей (более 3000 памятников), основанный папой Пием VII.

В западной галерее Браманте помещаются следующие музеи и залы: 1) Музей светских предметов - собрание античной утвари из разных металлов, бронзовых статуэток идолов, драгоценных камней и резьбы на слоновой кости. 2) Музей священных предметов - собрание древней церковной утвари, найденной в катакомбах и др. 3) Кабинет папирусов. 4) Зала альдобрандинской свадьбы. 5) Зала византийских художников, в которой Григорий XVI поместил собрание картин от XIII и XIV вв. 6) Нумизматический кабинет.

Галерея Арацци во втором этаже западной галереи Браманте заключает в себе драгоценное собрание ковров, исполненных по картонам Рафаэля и изображающих деяния святых апостолов.

См. также

Напишите отзыв о статье "Апостольский дворец"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Владимир Седов. , 2006.

Отрывок, характеризующий Апостольский дворец

– Вот, покушайте, барин, – сказал он, опять возвращаясь к прежнему почтительному тону и развертывая и подавая Пьеру несколько печеных картошек. – В обеде похлебка была. А картошки важнеющие!
Пьер не ел целый день, и запах картофеля показался ему необыкновенно приятным. Он поблагодарил солдата и стал есть.
– Что ж, так то? – улыбаясь, сказал солдат и взял одну из картошек. – А ты вот как. – Он достал опять складной ножик, разрезал на своей ладони картошку на равные две половины, посыпал соли из тряпки и поднес Пьеру.
– Картошки важнеющие, – повторил он. – Ты покушай вот так то.
Пьеру казалось, что он никогда не ел кушанья вкуснее этого.
– Нет, мне все ничего, – сказал Пьер, – но за что они расстреляли этих несчастных!.. Последний лет двадцати.
– Тц, тц… – сказал маленький человек. – Греха то, греха то… – быстро прибавил он, и, как будто слова его всегда были готовы во рту его и нечаянно вылетали из него, он продолжал: – Что ж это, барин, вы так в Москве то остались?
– Я не думал, что они так скоро придут. Я нечаянно остался, – сказал Пьер.
– Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего?
– Нет, я пошел на пожар, и тут они схватили меня, судили за поджигателя.
– Где суд, там и неправда, – вставил маленький человек.
– А ты давно здесь? – спросил Пьер, дожевывая последнюю картошку.
– Я то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве.
– Ты кто же, солдат?
– Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали.
– Что ж, тебе скучно здесь? – спросил Пьер.
– Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так то старички говаривали, – прибавил он быстро.
– Как, как это ты сказал? – спросил Пьер.
– Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.
– Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить…
– Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
– Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
– Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.

Ватикан — карликовое государство-анклав (самое маленькое официально признанное государство в мире) внутри территории Рима, ассоциированное с Италией. Статус Ватикана в международном праве — вспомогательная суверенная территория Святого Престола, резиденции высшего духовного руководства римско-католической церкви.
Несмотря на то, что наша группа была заранее записана на этот день, пришлось постоять немного в очереди в ворота.

Прошли металлоискатели и контроль и оказались внутри.

Сфера внутри сферы (Sfera con sfera) - современная бронзовая скульптура итальянского скульптора Арнальдо Помодоро:

Мы вошли в Музей Пио-Клементино — один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей основан по поручению папы Климента XIV (1769—1774 года) и Пия VI (1775—1799 года) с целью хранения известных греческих и римских произведений искусства.

Мы оказались во внутреннем дворике дворца:

При папе Юлии II квадратный внутренний дворик назывался итал. Cortile delle Statue: в нём среди апельсиновых деревьев располагались античные статуи. В 1775 году М. Симонетти, осуществлявший реконструкцию дворца по заказу папы Пия VI, перестроил его в октагональный (итал. Cortile Ottagono). В 1803 году в четырёх углах дворика были устроены отделённые аркадами четыре ниши:

1. Ниша Лаокоона. Мраморная группа «Лаокоон и сыновья»: (начало I века н. э., 184 см.) возможно находилась во дворце императора Тита на Палатине. 14 января 1506 г. фрагменты группы были найдены в Риме на территории Золотого дома Нерона и отреставрированы Микеланджело, который заменил отсутствующую правую руку. Плиний Старший пишет в «Naturalis historia», что это работа родосских скульпторов Агесандра, Полидора и Афинодора. До сих пор точно не известно, была ли группа копией греческого бронзового оригинала (II век до н. э.) из Пергама.

2. Ниша Аполлона. Аполлон Бельведерский: одна из самых знаменитых статуй Ватикана находится в коллекции музея с 1509 года. Мраморная римская копия 130—140 годов н. э. с бронзового оригинала афинского скульптора Леохара.
Тут что-то ремонтировали и рядом с Аполлоном притулился совсем не Аполлон:

3. Ниша Кановы и 4. Ниша Гермеса, их я не успела сфотографировать.
Зато сфотографировала стоящую в одной из ниш дворика статую Венеры Счастливой (Venus Felix). Скульптура сделана в 170 г. Она имеет портретное сходство с Фаустиной Младшей, дочерью императора Антонина Пия и Фаустины Старшей, женой императора Марка Аврелия:

Зал муз создан в 1782 году М. Симонетти. Его украшают шестнадцать колонн из каррарского мрамора. В Зале муз (итал. Sala delle Muse) находятся мраморные статуи Аполлона и девяти муз (копии с греческих бронзовых оригиналов, III век до н. э.), найденные при раскопках римской виллы при Тиволи в 1775 году, а также гермы римской работы с изображениями греческих философов. В центре зала находится Бельведерский торс (I в. до н. э.). Возможно это изображение Геракла, сидящего на звериной шкуре. На постаменте написано: «работы Аполлония, сына Нестора из Афин».
Кстати, экскурсовод сказала, что Микеланджело так впечатлился этим торсом, что именно с него написал Иисуса на алтарной стене Сикстинской капеллы. Там действительно сразу бросается в глаза, что Иисус как-то очень сильно накачан и стоит в странной позе.

Потолок расписан фресками кисти Томмазо Конка, изображающими Аполлона и Муз в компании величайших поэтов древности — Гомера, Эсхила, Пиндара, Виргилия, Тассо и Ариосто, которые продолжают сюжетную линию классических скульптур, расставленных вдоль стен Зала:

Зал Ротонда (итал. Sala Rotonda) построен Микеланджело Симонетти в 1780—1782 гг. в соответствии с идеалами классицизма XVIII в. В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша (13 м в периметре) из Золотого дома императора Нерона:

В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев, среди них:
Статуя Антиноя, любимца императора Адриана в облике бога Диониса-Осириса:

Статуя Геркулеса из позолоченной бронзы (II век, найдена близ театра Помпея) — единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времён античности:

Беломраморная статуя императора Клавдия в облике Юпитера, увенчанного венком из дубовых листьев:

Галерея статуй (итал. Galleria delle Statue) изначально являлась летним павильоном дворца папы Иннокентия VIII, украшенного в XV веке фресками Андреа Мантеньи и Пинтуриккьо, во второй половине XVIII века переделана в галерею статуй. Здесь находятся римские статуи, а также копии греческих оригиналов классического периода (V—IV веков):

Потолки тоже просто потрясающие:

Зал колесницы, созданный в годы понтификата папы Пия VI (1775-1799), получил своё название от хранящейся в нём мраморной римской колесницы I в. до н.э., реставрированной в 1788 году скульптором Францони (колёса и одна из двух лошадей):

В центре кабинета Апоксиомена стоит превосходная римская копия статуи атлета «Апоксиомена» с оригинала работы Лисиппа (IV в. до н.э.):

Галерея гобеленов создана по первоначальным рисункам известного мастера кисти Санти Рафаэля. Всю серию гобеленов создавали в лучшей мастерской того времени — мастерской Питера Ян Алеста в Брюсселе (с 1517 по 1521 гг.):

Галерея географических карт возникла в 1578—1580 годах, для чего западное крыло Бельведера было увеличено на один этаж под руководством архитектора Папского дворца (с 1577 года) Оттавиано Маскерино (итал. Ottaviano Mascherino). Галерея представляет собой коридор длиной 120 м и шириной 6 м. Она расписана 40 географическими картами с изображением бывших владений Католической церкви и важнейших регионов Италии в эпоху папы Григория XIII.

На некоторых картах показаны виды отдельных городов, островов и владений церкви. Здесь также представлены карта Авиньона (Франция), в прошлом резиденция пап, а также карты Сицилии, Сардинии и Корсики, которые в то время контролировались Испанией, сцены осады Мальты, сражения при Лепанто и крупномасштабные карты морских республик Генуи и Венеции.

Зал разделён на 17 частей, карты расположены с севера на юг; потолок украшен изображениями из жизни апостолов, Иоанна Крестителя, Св. Бенедикта, Св. Бернара, Петра Дамиани, пап Сильвестра I, Целестина V, а также 24 сценами из Ветхого Завета и пейзажами, аллегориями и арабесками.

Затем нас отвели в Сикстинскую капеллу. Сикстинская капелла (лат. Sacellum Sixtinum; итал. Cappella Sistina) — бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473—1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название.
В Сикстинской капелле нельзя не только фотографировать, но даже разговаривать. Но выложу тут фото из Сети, а то со временем забуду, что там была:

Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой известнейший цикл фресок Микеланджело, созданный в 1508—1512 годах и считающийся одним из признанных шедевров искусства Высокого Возрождения. Сложнейшую задачу, поставленную перед ним папой Юлием II — Микеланджело, называвшему себя скульптором, а не живописцем, не приходилось ещё осуществлять столь масштабную работу в технике фрески, — мастер выполнил в рекордные сроки.

«Страшный суд» (итал. Giudizio universale, букв. «Последний суд» или «Последний приговор») — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы. Художник работал над фреской четыре года — с 1537 по 1541. Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы, и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма.

Красота фресок конечно просто нереальная, там бы побыть подольше, рассматривая каждую стену. Но это невозможно, толпа огромная, даже страшно было потерять свою группу. Постояв разинув рот минут пятнадцать, мы вышли, и здесь уже можно было фотографировать:

Вышли на улицу и пошли в Собор Святого Петра, его покажу следующим постом.

Это самая маленькая страна мира. Здесь на территории в 44 гектара, со всех сторон окруженных бывшей столицей мира, проживает всего несколько сотен человек, и тем не менее глава этого государства в той или иной степени распоряжается душами более чем миллиарда землян, пятой части всего населения третьей планеты от Солнца. Об устройстве Ватикана, только что получившего своего нового папу, рассказывает блогер Darriuss.

Когда-то здесь, на небольшой возвышенности, занимающей противоположный знаменитым римским семи холмам берег реки Тибр, располагался храм этрусского бога пророчеств Вагитануса. Именно на его месте в 40 году нашей эры, спустя всего 7 лет после легендарного распятия в Иерусалиме одного иудейского проведника, известного под именем Иисус, в тогдашнем пригороде Вечного города император Калигула начал строительство огромного цирка, арены для тех самых зрелищ, которыми славился Рим. Достраивалось сооружение уже при преемнике Калигулы - не менее печально известном императоре Нероне, а потому сейчас оно известно как Circus Gaii et Neronis или просто цирк Нерона. На плане хорошо видно, что цирк, да и весь Mons Vaticanus (Ватиканский холм) располагался за границами (и соответственно, стенами) Рима и в городскую черту не входил. Обратите внимание и на обозначенное кладбище рядом с ареной, оно в будущем сыграет важнейшую роль в истории Ватикана и католической церкви.

Именно в цирке Нерона, начиная с 65 года, начали устраиваться своеобразные, по нынешним меркам, представления, в то время пользовавшиеся большой популярностью у свободных римлян. На его арене, украшенной доставленным из египетского города Гелиополь обелиском, систематически и весьма изощренными способами убивали еретиков, в том числе и последователей упомянутого выше иудейского проповедника, называемых христианами. В 67 году очередь дошла и до ближайшего ученика Иисуса по имени Петр, избранного к тому времени первым епископом столицы империи, главой римской христианской общины. Петра распяли прямо в центре цирка, у обелиска. Причем, согласно легенде, подвесили его к кресту вниз головой. Это была собственная инициатива апостола - он решил, что недостоин быть распятым так же, как его учитель (то есть головой вверх). После такой мученической смерти апостола последователи Петра сняли его тело с креста и похоронили на кладбище под стенами цирка. Цирк Нерона на гравюре Пьетро Санти Бартоли 1699 года.

Именно расположение могилы святого Петра сыграло потом определяющую роль в строительстве главного храма христианского мира. К четвертому веку нашей эры увлечения римлян несколько изменились, сам город и империя, столицей которой он был, начали приходить в упадок, а с ними деградировал и Неронов цирк. Примерно так он выглядел к четвертому веку нашей эры, когда император Константин Великий решил построить большую базилику на месте предполагаемой гибели и захоронения апостола Петра. К тому времени христианство обрело популярность и из относительно камерной секты выросло во влиятельную религию, не считаться с которой императорская власть не могла. Древний некрополь хорошо виден в верхней части этой реконструкции.

Строительство базилики св. Петра началось ближе к 322 году нашей эры и продолжалось примерно 30 лет, причем для устройства ее фундамента Ватиканский холм в значительной степени был срыт. Считается, что храм был возведен таким образом, чтобы могила святого Петра оказалась как раз под его алтарем. Этот факт и необходимость развернуть собор фасадом к городу определили его экзотическую ориентацию: апсида расположилась на западе, а вход на востоке (обычно все делалось наоборот, мессу служили ad orientem, то есть лицом к востоку). Специалисты сумели воссоздать оригинальный облик так называемой Старой базилики, предшественницы дошедшего до наших дней собора. Храм имел весьма типичный для ранних христианских церквей внешний вид. Перед фасадом пятинефного здания был устроен окруженный аркадной колоннадой двор, так называемый Райский сад. Обратите внимание и на крепостную стену с многочисленными башнями, видную на заднем плане иллюстрации - это так называемая Леонинская стена, окружившая собор и его ближайшие окрестности в IX веке, чтобы обезопасить их от нападений сарацин (то есть арабов-мусульман, в 846 году захвативших и разграбивших Рим). Она частично уцелела до сих пор и отдельными своими фрагментами обозначает современные границы государства-города Ватикан.

Разрез Старой базилики. 42 колонны, поддерживавшие своды здания, были позаимствованы у античных римских языческих храмов (стоит ли удивляться, что они так плохо сохранились до наших дней). Храм длиной 110 метров и формой похожий на латинский крест вмещал 3-4 тысячи верующих, и именно тут в 800 году Карл Великий короновался императором Запада. Кто знает, если бы здание было построено более качественно, возможно, так главный собор католической церкви выглядел бы и сегодня.

Однако к XV веку базилика, существовавшая уже 11 столетий (более 1100 лет!), ощутимо деградировала, чему в значительной степени способствовало и то, что с 1309 по 1377 годы резиденция римских пап находилась во французском Авиньоне. По возвращению в Рим понтифики нашли, что город (и первый собор святого Петра вместе с ним) крайне запущенны и нуждаются в капитальном ремонте. По свидетельству очевидцев: «Церковь и монастырь этого имени находились в полном запустении. Монахов оставалось всего несколько человек. В старинной базилике путники варили на кострах мясо и овощи и тут же их ели. На ночь пастухи загоняли сюда быков и буйволов» . Центральный неф базилики стоял без крыши.

При папе Николае V в 1450-е началась грандиозная реконструкция Рима, его наследники ее продолжили (в частности, при Сиксте IV рядом с собором св. Петра была построена новая часовня, сейчас известная как Сикстинская капелла), Рим стал называться городом зодчих и художников. Это, впрочем, оригинальный храм апостола Петра не спасло. При папе Юлии II в начале XVI века стало очевидно, что тысячелетнее здание уже не спасти. Решение о его сносе далось папе нелегко и шокировало современников, но в тех условиях оно было единственно возможным - отклонение стен здания от вертикали на некоторых участках составляло до двух метров. Базилика еще сопротивлялась ветровым нагрузкам, но первое же ощутимое землетрясение (не редкость в окрестностях Рима) стало бы для нее последним.

В строительстве нового собора, равного которому не было бы ни в христианском, ни в языческом мирах, поучаствовали в итоге все крупнейшие итальянские архитекторы XVI века. Первым к реализации был утвержден проект Донато Браманте 1506 года, предложившего сооружение в виде равностороннего греческого креста с центрической композицией.

Перекрестье должно было быть увенчано грандиозным куполом, а все здание - напоминать античные храмы.

После смерти Браманте в 1514 году в строительстве собора случился небольшой хаос. Сначала его возглавил знаменитый Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной для католиков форме латинского креста (с одной вытянутой стороной). Затем Бальдассаре Перуцци вновь предложил центрическую композицию, а в 1534 году следующий главный архитектор, так называемый капомаэстро Антонио да Сангалла опять реанимировал латинский крест. Так собор св. Петра должен был выглядеть в представлении последнего. В глаза в первую очередь бросаются две высокие колокольни, фланкирующие центральный купол.

Но и Сангалло умер в 1546-м, успев возвести только южную и восточную сторону своего здания, после чего руководство работами перешло к Микеланджело, вновь-таки отказавшемуся от вытянутой композиции и вернувшемуся к оригинальной центрально-купольной системе Браманте. Великому человеку эпохи Ренессанса было уже за 70, но свои идеи он по-прежнему отстаивал с присущим ему энтузиазмом. Несмотря на то что и Микеланджело не дожил до завершения строительства, его идея в общем и целом была реализована. Лишь купол, достроенный к 1590 году Джакомо делла Порта, получил чуть более вытянутую форму, чем предлагал Микеланджело.

Однако, как оказалось, в скором будущем оригинальный замысел выдающегося архитектора был все-таки значительно искажен. Папа Павел V решил, что новенькое, только что законченное здание недостаточно вместительное, после чего приказал пристроить к центрическому храму Микеланджело дополнительную трехнефную базиликальную часть с новым грандиозным фасадом. Эти работы были проведены в 1607-1614 гг. архитектором Карло Мадерной, и в общем и целом, спустя чуть более 100 лет после начала строительства, собор святого Петра приобрел облик, близкий к современному. Картина Вивиано Кодацци 1630 года.

Пристройка Мадерны в конечном итоге все-таки придала зданию форму вытянутого латинского креста, традиционную для католических церквей. При этом Мадерна безвозвратно нарушил единство и целостность композиции собора, так как его огромный купол полностью утратил свое доминирующее положение. Теперь, находясь перед входом в храм, посетители не могли купол видеть вовсе или видели его лишь частично. Выдающееся инженерное сооружение эпохи Возрождения было полностью подавлено пышно декорированным массивным главным фасадом Мадерны.

Всю грандиозность постройки можно оценить лишь издалека, например, от замка святого Ангела, бывшего мавзолея римского императора Адриана. Только на таком расстоянии художественный образ самого значительного здания эпохи, придуманный целой плеядой крупнейших архитекторов Ренессанса, виден целостно и в полном объеме.

Зато папа Павел V, надо полагать, был доволен. Вместимость собора святого Петра в конечном итоге составила 60 000 человек, беспрецедентная цифра не только для XVII, но и для XXI века. Интерьер пристройки Мадерны на картине Джованни Паоло Панини 1750 года.

Строительство здания продолжалось всего чуть более века, с 1506 по 1614 годы. Несмотря на частую смену архитекторов-капомаэстро и периодическую приостановку работ, это мизерный срок для эпохи, когда возведение огромных катедралей затягивалось на несколько сотен лет. Сыграло свою роль и щедрое финансирование проекта: папы потратили на главный храм христианского мира более 45 млн золотых дукатов (по некоторым оценкам, эквивалент около 6,5 миллиардов современных долларов).

Купол, опирающийся на четыре мощные колонны, имеет высоту в верхней точке 119 метров и диаметр 42 метра.

Новый собор святого Петра был гораздо больше оригинальной Старой базилики. Тем не менее итальянские архитекторы Возрождения сохранили основную идею безвестных авторов первого храма - центром его по-прежнему являлась могила св. Петра. На этом сравнительном плане внизу серым обозначены контуры цирка Нерона, сплошной черной линией - Старая базилика, пунктиром - современный собор св. Петра. Показано расположение могилы апостола по отношению ко всем трем сооружениям.

Над ней, прямо под главным куполом, расположен основной алтарь здания, украшенный высоченным (29 метров, четырехэтажный дом!) балдахином, первой (1633 год) работой для собора Джованни Бернини, принявшего у Мадерны эстафету как капомаэстро.

Балдахин Бернини - выдающееся произведение декоративно-прикладного искусства уже следующей эры - барокко. Необычная форма его колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, привезенной в Рим после взятия крестоносцами Иерусалима.

Вот перед ним и находится лестница в гробницу святого Петра. Этот спуск называется Confessio - своеобразное окно в исповедальне, через которое верующие могли обратиться напрямую к раке, где находятся мощи первого из апостолов. В 1968 году папа Павел VI объявил, что останки 60-70-летнего человека, найденного в этом месте при раскопках еще в 1950-е годы, каким-то образом идентифицированы как останки св. Петра.

Под этим полом и находится могила первого римского епископа, от которого вот уже 265 римских пап ведут свою преемственность. Сложно представить, что 1950 лет назад здесь было обычное кладбище, а рядом стоял античный цирк, где тысячи людей умирали, а часть их них даже славила при этом цезаря.

После завершения строительства собора в центре внимания римских пап оказалось создание достойной площади перед ним, соответствовавшей бы масштабами и архитектурным антуражем и храму, и тому количеству верующих, которое могло на ней оказаться. Формирование ее архитектурного ансамбля было поручено Джованни Лоренцо Бернини, что он с успехом и проделал в 1656-1667 гг. По замыслу архитектора, площадь должна была состоять из двух половин. Первая по форме напоминала трапецию, расширяющуюся к фасаду собора и зрительно увеличивающую его высоту, уменьшая при этом ширину. Вторая половина представляла собой гигантский эллипс, с юга и севера ограниченный монументальными колоннадами. Обратите внимание на сплошную белую линию, соединяющую внешние стороны колоннад со стороны города (в правом нижнем углу) - это граница, разделяющая две страны: Италию и Ватикан.

В центре эллипса, на центральной оси собора св. Петра, установлен тот самый обелиск из Гелиополя, вывезенный в 36 году по приказу Калигулы из Египта и первоначально установленный в цирке Нерона. Обелиск, общей высотой 40 метров, прозван «Свидетелем», так как считается, что именно у него казнили апостола Петра.

По обе стороны от обелиска, на оси, перпендикулярной центральной, сооружены два фонтана, уравновешивающие композицию в целом.

Общий вид площади, названной, как и собор, в честь первого римского епископа. По замыслу Бернини, вся композиция должна была напоминать руки, как бы обнимающие верующих и приглашающие их в храм.

300 лет площадь упиралась в сплошную стену средневековых домиков и ренессансных палаццо, отделявших ее от Тибра и исторического центра Рима. Фотография 1900 года.

Все эти 300 лет архитекторы вынашивали планы создания широкого променада, раскрывшего бы собор на реку и служившего бы парадным подходом к нему. Вот один из проектов.

Идею смогли реализовать только при кровавом режиме Муссолини. Волевым решением диктатора через средневековые кварталы и историческую сеть улиц в направлении замка св. Ангела и моста через Тибр того же имени был таки пробит искомый проспект, и теперь с купола собора открываются весьма живописные и душеспасительные перспективы. Так что уничтожали милые сердцу туристов и коренных жителей «узкие кривые улочки» не только в Советском Союзе, прорубая Новый Арбат (в Москве) или новую Немигу (в Минске). Градостроительное благо ставилось превыше ностальгической умиляющей старины и во вполне цивилизованных европейских странах (правда, при не вполне цивилизованных режимах). Что характерно, и там это тоже вызывало лютое, бешеное сопротивление краеведов и прочей неравнодушной общественности.

Проект был осуществлен в 1936-1950 годах, то есть заканчивался даже после того, как Муссолини с триумфом расстреляли. Его реализация началась вскоре после заключения так называемых Латеранских соглашений, оформивших в 1929-м отношения между Италией и новым государством-городом Ватикан. Конфликт, в ходе которого римские папы на протяжении 59 лет (в 1870-1929 гг.) объявляли себя «узниками Ватикана», отказываясь его покидать в знак протеста против ликвидации Папского государства, образования единой Италии и узурпации, казалось бы, богом данной понтификам собственности, был успешно разрешен. По этому поводу новый проспект назвали Виа делла Кончилиационе (то есть «улица Примирения»).

Собор св. Петра теперь стал прекрасно виден прямо от Тибра. Тем не менее архитектурные «наци» и прочие пуристы от зодчества продолжают негодовать, ведь кроме сетки старых кварталов разрушен был и любопытный замысел Бернини. По идее создателя площади святого Петра, она должна была совершенно неожиданно своим грандиозным открытым пространством и монументальным ансамблем зданий набрасываться на путника, плутающего по тем самым узким кривым улочкам. Мол, идет пилигрим, ничего не подозревает, и тут внезапно выходит на огромную пьяццу с еще более умопомрачительным собором на ней, от чего дополнительно преисполняется высоких чувств. С созданием улицы Примирения такой оглушающий эффект уже был недостижим. Человек к созерцанию ватиканских красот начинает готовиться заранее.

Собор святого Петра с прилегающей одноименной площадью - это, безусловно, главные архитектурные сооружения Ватикана. На этом плане показано их соотношение в расположении и масштабах относительно цирка Нерона (выделен оливковым цветом) и Старой базилики (коричневый пунктир), когда-то занимавших примерно это же место.

Но собором и площадью архитектурное содержимое Ватикана, разумеется, не ограничивается. Несмотря на всю ограниченность территории карликового государства (ватиканские 44 га это, для сравнения, чуть больше площади Комсомольского озера в Минске) и то, что больше половины ее занимают сады, парки и прочие лужайки, здесь умудрились разместить еще несколько десятков зданий, выполняющих совершенно разнообразные функции и зачастую небезынтересных внешне. Собственно, благодаря им Ватикан и может считаться полноценным, пусть и несколько своеобразно функционирующим государством.

Посмотрим на компьютерную аксонометрию страны. Цифрами подписаны важнейшие ее здания и сооружения.

1 - Собор святого Петра, 2 - площадь святого Петра с обелиском и фонтанами, 3 - Апостольский дворец с Папскими апартаментами, 4 - Сикстинская капелла, 5 - Бельведерский дворец, занятый Ватиканскими музеями, 6 - Апостольская библиотека, 7 - Браччо Нуова, 8 - Пинакотека, 9 - казармы Швейцарской гвардии, 10 - казармы Папской жандармерии, 11 - почтамт, 12 - супермаркет, 13 - аптека, 14 - дворец Святой канцелярии, 15 - зал для аудиенции имени Павла VI, 16 - дом св. Марты (папская гостиница), 17 - церковь св. Стефана, 18 - железнодорожный вокзал, 19 - Губернаторский дворец, 20 - Папская академия наук, 21 - Старые сады, 22 - Новые сады, 23 - монастырь Mater Ecclesiae (новая резиденция папы Бенедикта XVI), 24 - Радио Ватикана, 25 - Абиссинская семинария, 26 - гелипорт.

Кроме собора и колоннад, окруживших пьяцца Сан-Пьетро, туристы во вторую очередь обращают внимание на довольно хаотичный комплекс построек, нависающих над северной колоннадой. Это так называемый Апостольский дворец, где, помимо музейных помещений, внутри живет и римский папа. Видите правый верхний угол здания? Окна на третьем этаже - его!

Предыдущий папа, Бенедикт XVI, обращается к пастве из окна личных апартаментов.

Интересно, что здесь папы жили далеко не всегда. Не считая авиньонского пленения, продолжительный срок, когда Рим был еще столицей Папского государства, а не единой Италии, их резиденция находилась в римском Квиринальском дворце на одноименном холме. Сейчас он - официальная резиденция президента Италии.

Еще одно постоянное место жительство пап - Латеранский дворец рядом с базиликой Сан-Джованни-ин-Латерано. Кстати, не все туристы знают, но именно она является официальным кафедральным собором Римского диоцеза, епископом которого по должности является папа. У собора св. Петра кафедрального статуса нет. Впрочем, фактически епархией в ежедневном режиме давно уже управляет специально назначаемый генеральный викарий, службы которого частично и занимают сейчас Латеранский дворец. Последний, в отличие от Квиринальского, по-прежнему принадлежит Святому Престолу и имеет в рамках Италии экстерриториальный статус. Такой ватиканский анклав.

В настоящее же время частные Папские апартаменты (сюда не входят официальные помещения для приема высоких гостей и прочее) состоят из примерно 10 комнат, включая личные кабинет, спальню, столовую, гостиную, кухню, библиотеку и даже медицинскую палату. Они занимают третий этаж так называемого дворца Сикста V и выходят как на площадь св. Петра, так и во внутренний двор. В этих комнатах папа постоянно живет круглый год, за исключением особо жарких в Риме месяцев с июля по сентябрь, на которые он перемещается в свою летнюю резиденцию в Кастель Гандольфо под Римом.

Так, например, выглядел рабочий кабинет папы Бенедикта XVI. После смены понтифика апартаменты подвергаются ремонту в соответствии со вкусами нового наместника Христа. Например, Бенедикт XVI пожелал иметь под рукой все 20 000 томов собранной им библиотеки, для чего оборудовали специальную комнату.

Здания Апостольского дворца не представляют собой единого целого. Они строились в разное время при разных папах и сейчас образуют довольно беспорядочное нагромождение объемов преимущественно XV-XVI веков.

В комплексе имеются даже фрагменты оборонительных укреплений, как, например, эта башня Борджиа, построенная при папах, происходивших из данной одиозной итальянской семьи. История папства почти никогда не была мирной.

Большая часть этих помещений сейчас используется под музейные нужды, как, например, эти так называемые «Станцы Рафаэля», четыре сравнительно небольших зала, расписанных Рафаэлем Санти и его учениками. Когда-то это были личные апартаменты папы Юлия II (того самого, который инициировал строительство нового собора св. Петра), а сейчас они служат для экспонирования рафаэлитских фресок.

Светские помещения густо облеплены и религиозными постройками. Вокруг и внутри Апостольского дворца сразу несколько часовен и церквей. Самая известная из них, конечно, Сикстинская капелла, украшенная росписями Микеланджело, этого заклятого рафаэлевского друга. Довольно небольшая домовая церковь была построена в 1473-1481 гг. по заказу папы Сикста IV (отсюда и ее название) и внешне воображение не поражает. Как и многие итальянские средневековые церкви, экстерьер ее предельно скромен.

Зато совершенно иной эффект, благодаря гению Микеланджело, капелла производит изнутри. Именно тут традиционно проводятся Папские конклавы, включая и только что завершившийся.

Наверное, самая известная фреска из Сикстинской капеллы - «Сотворение Адама».

Как и большинство других помещений дворца, капелла фактически является сейчас музеем. Последний, точнее целый набор из разнообразных музеев, занимает и так называемый Бельведерский дворец, довольно крупный комплекс построек к северу от дворца Апостольского. Его общий вид хорошо рассматривать с купола собора св. Петра (в правом нижнем углу Сикстинская капелла). Это длинный прямоугольник с двумя перемычками-галереями, образующими сразу несколько внутренних дворов. Его строительство началось в конце XV века при Иннокентии VIII и последовательно продолжалось при едва ли не десятке последовавших за Иннокентием пап.

В ближнем к собору св. Петра внутреннем дворе, Бельведерском, когда-то проводились турниры и устраивались прочие увеселяющие понтификов мероприятия. Сейчас его занимает огромная автостоянка. В корпусах, окружающих двор и занятых когда-то различными папскими учреждениями, сейчас находятся Ватиканские музеи.

К примеру так выглядит так называемая «Галерея карт».

Когда-то корпуса Бельведерского дворца образовывали каре вокруг единого внутреннего двора, но уже в 1587 году поперек него было построено здание Апостольской библиотеки, что разрушило оригинальную композицию.

Сикстинский салон Ватиканской библиотеки. В настоящее время ее фонды насчитывают около 1 600 000 печатных книг, 150 000 манускриптов, 8 300 инкунабул, более 100 000 гравюр и географических карт, 300 000 монет и медалей - богатейшее собрание, сформированное за два тысячелетия существования папства.

Второй внутренний двор - так называемый сад делла Пинья (пинья - по-итальянски «шишка»), названный так в честь фонтана, выполненного в форме гигантской бронзовой шишки.

Она находится на этом месте с 1608 года, а отлита была в первом или втором веке нашей эры мастером Публием Цинцием Сальвием, оставившим свое имя в основании самой колоссальной шишки планеты.

Южную сторону сада делла Пинья образует так называемая «Браччо-Нуово» (слева), очередная галерея-перемычка, построенная уже только в 1822 году. Перед ней установлен арт-объект, так называемая «Сфера внутри Сферы». Как видим, и современное искусство не чуждо Ватикану.

Хотя, конечно, основное содержимое Ватиканских музеев - это искусство классическое. Ценность выставленных в бесконечных анфиладах залов Бельведерского дворца экспонатов сложно сколь-нибудь трезво представить.

К западу от дворца расположены отдельно стоящие (и построенные куда позже) Пинакотека (картинная галерея, на переднем плане, 1932) и Этнологический миссионерский музей (1960-е, вверху).

По крайней мере Пинакотека вполне успешно мимикрирует под Бельведер XVI века, хотя строилась она на 400 лет позже.

Бесконечно богатые Ватиканские музеи пользуются непреходящей популярностью у туристической публики, регулярно образующей умопомрачительные очереди желающих прикоснуться к прекрасному. Одновременно это является и весьма ощутимым источником дохода Святого Престола.

Ватикан не чужд не только современному художественному искусству, но и архитектуре, и технологиям. В 1971 году выдающийся итальянский архитектор и инженер Пьер Луиджи Нерви по личному заказу папы Павла VI спроектировал огромную ультрасовременную аудиторию на 6500 сидячих или 12 000 стоячих мест. Здание из монолитного железобетона характерной изогнутой формы предназначено для проведения общих аудиенций папы римского и прочих массовых мероприятий. Интересно, что сцена с троном понтифика находится еще на ватиканской территории, а основная часть зала - на итальянской. При этом последняя имеет экстерриториальный статус.

В 2007 году крыша сооружения была оборудована 2400 панелями солнечных батарей. Вырабатываемой ими электроэнергии достаточно для удовлетворения всех потребностей здания.

Особенно эффектно аудитория им. Павла VI выглядит изнутри, где сложная криволинейная форма свода подчеркнута ритмом рядов светильников.

По соседству с этим залом расположена папская гостиница, носящая имя «Дома святой Марты». Шестиэтажное здание в форме буквы «Н» было возведено в 1996 году по инициативе Иоанна Павла II специально для размещения гостей Святого Престола и в особенности членов Коллегии кардиналов во время проведения конклавов. Их правила требуют компактного и в то же время изолированного от внешнего мира проживания всех участников выборов нового понтифика.

Ранее кардиналов закрывали (порой буквально замуровывали) в Сикстинской капелле, где они вынуждены были жить в крайне стесненных условиях. С увеличением количества кардиналов-выборщиков им перестало хватать имевшихся в комплексе капеллы монастырских келий. В итоге пожилых (и зачастую не обладающих богатырским здоровьем) людей селили во временных помещениях, иногда разделенных обычными простынями, по нескольку человек в одной комнате. Все это, скорее, напоминало быт общежития, и хотя, конечно, порой способствовало скорейшему завершению конклава, все же не отвечало требованиям времени. Иоанн Павел II, поучаствовав в двух таких конклавах, прежде чем быть избранным папой, решил все же избавить своих наследников от подобного экстремального опыта. На месте старой больницы, построенной для больных холерой еще в конце XIX века, было возведено скромное внешне и внутри здание, решившее проблему с комфортом кардиналов-выборщиков и в то же время позволяющее должным образом разобраться с вопросом о их изоляции на время выборов главы церкви.

Это, конечно, никакой не пятизвездочный отель. Все по-монастырски скромно, но и эти спартанские условия не идут ни в какое сравнение с существовавшими ранее в Сикстинской капелле. В здании 106 сьютов, двухкомнатных номеров, 22 одиночные комнаты и 1 апартаменты, куда переселяют папу после избрания и где он живет до тех пор, пока не отремонтируют папские покои в Апостольском дворце. На фото - спальня в стандартном двухкомнатном номере.

Сразу несколько великолепных памятников архитектуры и искусства легли в основу грандиозного комплекса в Риме под названием Ватиканские дворцы. Папские апартаменты, католические правительственные учреждения, музеи, библиотека Ватикана и несколько часовен образовали самый величественный монумент в мире.

Ватиканские дворцы. Страницы истории

Временную точку отсчёта, с которой начиналось строительство будущей резиденции глав католической церкви, установить не удалось. Одна версия приписывает начало строительства Константину Великому, другая – связывает Ватиканские дворцы с резиденцией апостолов времён Симмаха (VI век). Конечно, сегодня от того древнего строения не осталось и следа: многочисленные перестройки и усовершенствования сделали своё дело. Изначально здание выступало в роли временного места проживания римских пап (постоянным — была ) в периоды визитов в Собор Св. Петра. Небольшой дворец постепенно расширялся и приобретал всё большее значение для истории. Так, императоры Оттон I и Карл Великий в IХ-Х веках короновались на правление державой именно в Ватиканском соборе. В эпоху Льва IV папский дворец окружили крепостной стеной, что подарило комплексу название «город Льва». Правда, последующие столетия оказали разрушительное влияние на здание, и папам Челестино III и Евгению III пришлось осуществить значительную реставрацию сооружения.

Проект по превращению здания в постоянную резиденцию глав церкви инициировал в XIII веке папа Иннокентий III. Прежде всего, постоянное место проживания святейших мужей должно было быть хорошо укрепленным. В связи с этим проект базировался на уже существующих оборонительных сооружениях: крепостных стенах города Льва и Замком Сант-Анджело, связанным с дворцом, так называемым, Коридором Борго времён папы Николая III. Но, прежде чем дворец в Риме станет официальной папской резиденцией, пройдёт ещё целое столетие.

Окончание изгнания пап во Францию ознаменовалось возвращением в 1377 году в Рим Григория XI. С тех пор именно Ватикан стал местом его постоянного проживания. Следующие два столетия прошли в постоянных перестройках и реконструкциях папского жилища. При Николае V в 1450 году резиденция была расширена: сохранив все уже имеющиеся постройки, возвели грандиозный дворец, а в его квадрат был вписан двор Попугая. Новый Ватиканский дворец мог похвастаться огромным количеством залов, оформлением интерьера которых занимались Пьеро делла Франческа и Андреа дель Кастаньо, и Капеллой Николая V, украшенной фресками с сюжетами из жизни святых Лаврентия и Стефана Беато Анджелико. Залы первого этажа с выходом во двор стали библиотекой Ватикана, которая была основана в 1451 году. Правда, уже 20 лет спустя новый папа Сикст IV поручил повторное декорирование Гирландайо и Мелоццо да Форли, найдя залам Ватиканской библиотеки иное применение.
А в 1473 году Джованни де Дольче получил от папы Сикста IV задание построить капеллу, впоследствии названную , достойную папских богослужений. Представители и умбрийской художественных школ, среди которых были Сандро Боттичелли, Перуджино и Пинтуриккио, в 1481 – 1483 годах занимались внутренним декором капеллы, выполнив в ней сразу два цикла о жизни Иисуса и Моисея.




Завершал дело Николая V уже Александр VI Борджа, по приказу которого были обустроены Апартаменты Борджа в XV веке. Они состояли из шести залов, три из которых «приютил» Апостольский дворец, а три — относятся к Башне Борджа, декорирование которой было поручено Пинтуриккио с учениками. Все новые залы были названы в соответствии с украшавшими их фресками:

  • Пророки и сивиллы Зала Сивилл отображают предсказание прихода спасителя;
  • Фигуры пророков и апостолов украшают Зал Символа Веры, посвящённый христианству;
  • Залу Свободных Искусств «подарил» фрески с изображением Квамривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и Тривия (риторика, грамматика, диалектика) Антонио да Витербо;
  • В Зале Святых разместились фрески Пинтуриккио на сюжеты из жизни христианских мучеников и святых;
  • Залы Чудес Веры и Понтификов декорированы фресками и стуком Перин дель Вага, Джованни да Удине.

По приказу Иноккентия VIII рядом с Ватиканом был возведён ещё и Бельведерский дворец. Но самые крупномасштабные преобразования ждали Ватиканский комплекс во времена папы и мецената Юлия II, поручившего Браманте осуществить объединение дворцов Иннокентия VIII и Николая V. Результатом проведённых работ стал появившийся Двор Бельведера. Перспективу двора (вместо выполненной ранее Браманте эскедры с двумя лестницами) перекрывает ниша, созданная Пирро Лигорио в 1560 году. Лоджии во Дворе Сан Дамазо, украшенные фресками работы Рафаэля, тоже спроектировал Юлий II. Благодаря проведённым перестройкам, фасад Апостольского дворца стал выходить на площадь Св. Петра. И именно при Юлии II Микеланджело украсил свод Сикстинской капеллы своими фресками в 1509 – 1512гг., а Рафаэль в 1508 – 1524гг. занимался росписью Станц (парадных залов).

Главенство папы Сикста V пришлось на эпоху барокко, тогда Доминико Фонтана и создал современную резиденцию, а Бельведер «перерезали» Поперечным двором. Начало строительства Лестницы Реджа и Залов Паолины, спроектированных Бернини, началось в XVII веке в период главенства папы Урбане VIII. В следующем столетии проводились работы по созданию музеев: появились Музеи церковного и светского искусства, Музей Кьярамонти и Музей Пио-Клементино. Уже в XX веке при Пие XII были проведены археологические исследования под Собором Святого Петра, а при Иоанне XXIII началось строительство новых музейных залов для коллекции Латеранского дворца.

Описание комплекса Ватиканские дворцы

Учитывая длительный период создания, комплекс не может быть целостным памятником архитектуры и искусства. Это совокупность дворцов, капелл, залов, галерей и дворов, относящихся к разным историческим эпохам и архитектурным стилям, сохраняющим настоящие сокровища скульптуры, мозаичного искусства и живописи. Сам дворец сегодня насчитывает около 200 лестниц, 20 дворов и 12000 разных комнат.

Неправильный четырёхугольник Ватиканского дворца тянется в косом направлении с юга на север от колонн Св. Петра. Две галереи, объединяющие Старый Ватикан с Бельведером, образуют западный и восточный продольные фасады. Поперечные галереи (Браччио Нуово и Библиотечная галерея) разбивают пространство на 3 двора. Ближайший к Ватикану двор именуется Бельведерским, а сад Giardino della Pigna разбит в третьем дальнем дворе. Кстати, это не единственный сад комплекса. На склоне холма неподалёку от виллы Пия IV, построенной Пирро Лигорио, разбит сад Girardino Pontifico.

Древняя часть Апостольского дворца

Неподалёку от конной статуи Константина находится главный вход в Апостольский дворец. Главная лестница с ионической колоннадой приводит в Царский Зал, служащий своеобразным вестибюлем для Паулинской и Сикстинской капелл. Поистине царским украшением самой Залы являются фрески Сальвиатти, Вазари, братьев Цуккеро, Саммакини и Сиккиоланте. А вот фрески Микеланджело «Распятие апостола Петра» и «Обращение апостола Павла» Паулинской капеллы достаточно сильно пострадали от копоти свечей, ведь Пасхальные богослужения и сегодня проводятся здесь.

Второй этаж известен своими залами и лоджиями, расписанными Рафаэлем. Зала Константина переходит в Зал светотеней, из какого можно попасть в галерею лож с одной стороны, а в капеллу San Lorenzo — с другой стороны. Правда, главной дорогой в галерею лож остаётся великолепная лестница из 118 ступенек, ведущая из Двора Сан Домазо.

Старейшая часть комплекса включает в себя и некоторые музеи Ватикана. Так, ещё в XIX веке позади Лож Рафаэля в пяти залах третьего этажа расположилась Ватиканская картинная галерея, а в 1908 году одно крыло Бельведерского дворца обогатилось Ватиканской пинакотекой.

Зал для аудиенций и личные апартаменты Папы располагаются со стороны Собора св. Петра вокруг Двора Сан Домазо.

Ватиканские дворцы. Галереи

Имеют Ватиканские дворцы и собственные галереи. Галереи Браччо Нуово и Браманте – это известнейшие галереи Ватикана, отданные под Музей Кьярамонти. С каждой своей стороны галерея Браманте делится на 30 частей, обставленных барельефами, бюстами и статуями Цезаря, Цицирона, Тиберия и др. Галерея Браччо Нуово хранит бюсты и статуи Траяна, Августа, Тита, Адриана, Марка Антония и иных личностей. Всего одна решётка отделяет Музей Кьярамонти на юге от музея Надписей, основанного Пием VII и хранящего более 3000 экспонатов.

Западная часть галереи Браманте по-настоящему изобилует музеями, среди которых выделяются: Кабинет папирусов, Музей священных предметов, Музей светских предметов и Нумизматический кабинет. На втором же этаже (галерея Арацци) собранны драгоценные ковры, изображающие апостолов по картинам Рафаэля.

Ватиканские дворцы. Бельведерский дворец

В Музей Пия-Клемента, расположенный в Бельведерском дворце, ведут сразу два вестибюля. Из круглого открывается великолепная панорама на Вечный город, а четырёхугольный – знаменит, благодаря торсу Геркулеса. Зала Милеагра со статуей охотника из мифов находится у круглого вестибюля. Отсюда же можно попасть в восьмиугольный внутренний двор, окружённый портиком с 16 колоннами из гранита. Под самим портиком нашли себе место античные барельефы, купели, саркофаги и алтари. А в нишах уже многие десятилетия красуются Аполлон Бельведерский, Персей Кановы, Лаокоон с сыновьями и Меркурий.

Из двора можно попасть в галерею Статуй со Спящей Ариадной и Купидоном Праксителем, затем – через залу Зверей – в залу Муз в форме восьмиугольника, поддерживаемого 16 мраморными колоннами. Далее следует Круглая зала с куполом, который удерживается на 10 колоннах из мрамора, и античной мозаикой из Отриколи. Здесь же можно полюбоваться бассейном из красного порфира, поражающим не только красотой, а и своей величиной. На юг от залы находится зала Греческого Креста с саркофагами святых Констанции и Елены из порфира красного цвета.

Отсюда же можно выйти на главную музейную лестницу, созданную Симонетте, а с неё – в Египетский, а потом и Этрусский музеи, основанные Пием VII и Григорием XVI соответственно. Лестница музея, в свою очередь, выводит в Giardino della Pigna, названный из-за бронзового фонтана в виде шишки, расположенного в нише торцевой стороны здания.

Грандиозный комплекс Ватиканские дворцы сегодня считается самым значимым для человечества архитектурным ансамблем во всём мире, а величие сокровищ, здесь собранных, может надолго повергнуть любого ценителя прекрасного в «священный» трепет.

 

 

Это интересно: