→ Яхта святой апостол андрей первозванный. Кругосветное плавание, Николай Литау. Российский командный экстремальный яхтинг. Достижения и рекорды

Яхта святой апостол андрей первозванный. Кругосветное плавание, Николай Литау. Российский командный экстремальный яхтинг. Достижения и рекорды

III кругосветное плавание яхты "Апостол Андрей"

26 апреля 2005 года На 26 день пребывания в Новой Зеландии мы вновь обрели способность управляться. Сегодня "Апостол Андрей" совершил последний (будем надеяться) полуторамильный переход без руля. Яхта пришла из марины в район порта, к причалу, где ей должны были установить новый руль. К нашему приходу правило уже покоилось на дне (лишь бы это не стало его привычкой!), кран стоял на причале, а рядом, свесив ноги, сидел аквалангист.

"Апостол" ошвартовался к пирсу, водолаз булькнул в воду, крановщик пропустил через гельмпорт (труба в которой вращается балер руля) строп Руль подняли с 10-метровой глубины, балер вошёл в гельмпорт и был зафиксирован сверху. А далее, при помощи кувалды, русской матери и новозеландских факов, на штатное место был установлен сектор руля и разведены штуртросы.

Пока этим занимались работники Quay Marine и матрос Балымов, капитан с художником отвязали рулевую дверь и выловили её из воды. Семёнов отсоединил дверь от спинакер-гика и уложил его на штатное место, крепления припрятаны "на всякий случай", а дверь оставлена в порту, на память о нашем визите. В итоге на "Апостоле Андрее" осталось ещё восемь дверей, только две их которых неприкосновенны - в гальюн и каюту капитана.

Из порта в марину мы возвращались с рулём. Непередаваемое удовольствие! Понять его может только тот, кто месяц изо всех сил тянул верёвки на манер ямщика, воображая, что рулит, яхта же при этом шла своим курсом. У штурвала выстроилась очередь, и только короткий переход спас рулевую колонку от поломок, иначе её выкорчевали бы из палубы от избытка чувств и энтузиазма.

В марине капитан напомнил команде, что обретение руля произошло в знаменательный день 26 апреля - День собаки Литау. Праздник этот имеет трехлетнюю историю, тогда, весной 2002 года "Апостол Андрей" шёл в Тихом океане к северу от экватора. Капитан, изучая лоцию Гавайских островов, порадовался за гавайцев у которых оказалось около десяти праздников типа: День Вашингтона, День Мартина Лютера Кинга, День Камехимехи-I... И решив, что на "Апостоле" праздников явно маловато, своим указом установил 26 апреля - День рождения любимого барбоса, ротвейлера Вилорда, - красным днем календаря и нерабочим днём.

С тех пор в этот день капитан сам и не работает. Далее общественности была продемонстрирована "косточка" подарок, который капитан везет своему любимцу - чудовищных размеров позвонок, презентованный знакомым китобоем.

Ваш Литау

В прошедшие выходные экипаж Апостола Андрея совершил двухдневную поездку по Северному острову, организованную Российским посольством. Первое впечатление - Новая Зеландия одноэтажная страна. Стоит только покинуть Веллингтон и отправиться вглубь страны, как вы практически не увидите домов и строений выше одного этажа, разве что в городках и административных центрах встретятся двух-, трехэтажные "высотки".

Второе - страна эта очень живописна и красива: холмы сменяются небольшими ровными участками, леса - степями, овраги - болотами. Временами, когда дорога шла между соснами и лиственницами, взбираясь на холмы и спускаясь в распадки, это напоминало родное Подмосковье, где-нибудь в районе Павлова Посада или Дмитрова. Но иллюзия рассеивается, когда хвойные породы сменяются эвкалиптами или древовидными папоротниками - символом Новой Зеландии.

Первой достопримечательностью на нашем маршруте была гора Руапеху (Ruapehu) - высочайшая вершина Северного острова, высотой в 2797 метров. Руапеху мекка горнолыжников Новой Зеландии, а кратерное озеро, расположенное под вершиной горы, представляет собой живописное зрелище.

Полюбовавшись на заснеженные вершины, мы продолжили движение и вскоре выехали к озеру Таупо (Taupo). Предоставим слово Жюль Верну:

"В доисторические времена в центре Новозеландского острова вследствие обвала земной коры образовалась бездонная пропасть длиной в двадцать пять миль и двадцать шириною. Воды, стекавшие с окрестных гор в эту огромную впадину, постепенно превратили ее в озеро, но в озеро-бездну, ибо до сих пор ни один лот не смог промерить его глубины.

Таково это необычное озеро, носящее название Таупо, лежащее на высоте тысячи двухсот пятидесяти футов над уровнем моря и окруженное горами высотой в две тысячи восемьсот футов. К западу - громадные остроконечные скалы, на севере - несколько отдаленных вершин, поросших невысоким лесом, на востоке - широкий отлогий берег, по которому вьется дорога, и где меж зеленых кустов красиво поблескивают пемзовые камни; к югу, за линией леса, высокие конические вершины вулканов. Таков величественный ландшафт, окаймляющий это огромное водное пространство, где свирепствуют бури, не уступающие в ярости океанским циклонам.

Вся эта местность кипит и клокочет, словно колоссальный котел, подвешенный над подземным огнем. Земля дрожит, и кора ее, словно корка перестоявшегося в печи пирога, во многих местах трескается, и оттуда вырываются пары, и, конечно, все это плоскогорье рухнуло бы в пылающее под ним подземное горнило, если бы скопившиеся пары не находили себе выхода на расстоянии двадцати миль от озера через кратеры вулкана Тонгариро.

Этот увенчанный дымом и огнем вулкан возвышается над мелкими огнедышащими сопками и виден с северного берега озера. Позади него одиноко высится среди равнины другой вулкан, Руапеху, коническая вершина которого теряется среди облаков на высоте девяти тысяч футов. Ни один смертный никогда не ступал на его неприступную вершину, ни один человеческий взор не проникал в глубину его кратера "

Сегодня это уже, конечно, не так - можно сесть в вертолет и за сотню-другую
долларов облететь "неприступные" вершины и погрузить взор в глубину кратерного озера, медленно наполняющееся водой после извержений 1995 и 1996 годов.

Наступило время обеда, мы расположились на восточном берегу озера, "меж зелёных кустов" и отдали должное кулинарному искусству Нины Сиухиной, которая взяла на себя нелегкий труд кормить всю нашу ораву во время поездки и отлично с этим справлялась.

Озеро Тауро, принимая воду множества ручьёв и речушек, на манер Байкала отдаёт её только одной Уаикато (Waikato), крупнейшей реке страны. Неподалёку от своего истока Уаикато низвергается водопадом Хука (Huka falls) с 11-метровой высоты и стремительно несется сквозь ущелье, позируя перед объективами, нацеленными на неё с многочисленных смотровых площадок.

Снова Жюль Верн: "Около четырех часов пополудни пирога, управляемая твердой рукой Кай-Куму, смело, не замедляя хода, вошла в узкое ущелье. Стремительный поток яростно хлестал о многочисленные подводные скалы и опасные для лодок островки. Перевернись пирога, и всех постигла бы верная гибель, ибо спасения искать было негде: всякий, кто осмелился бы ступить на кипящую прибрежную тину, неминуемо погиб бы.

Уаикато текла здесь среди горячих источников. Окись железа окрашивала в буро-красный цвет прибрежный ил, на котором не было ни одной пяди твердой земли. Воздух насыщен был едким запахом серы. Туземцы легко переносили его, но пленники сильно страдали от удушливых испарений, поднимавшихся из расщелин почвы, выделяясь из пузырей, которые лопались под напором подземных газов. Но если обонянию трудно было освоиться с этими серными испарениями, то взор мог лишь восхищаться этим величественным зрелищем.

Пироги нырнули в густое облако белых паров. Их ослепительно белые завитки нависали куполами над рекой. По берегам сотни гейзеров то курились парами, то били фонтанами воды. Вода и пар, смешиваясь в воздухе, переливались на солнце всеми цветами радуги. В этом месте Уаикато течет по зыбкому ложу, непрерывно кипящему под действием подземного огня "

За неимением пироги, мы перемещались на посольском микроавтобусе, управляемом твердой рукой Петра-Палыча и через час оказались в местечке, носящем имя Уаи-О-Тапу (Wai-O-Tapu). Здесь предстояло прогуляться маршрутом протяженностью около семи километров среди гейзеров и термальных источников, мимо кратеров и грязевых вулканов, по силикатовыми террасам и берегам разноцветных озёр.

Я, признаться, шёл с некоторой долей скептицизма. Доводилось мне видеть и гейзеры Исландии, откуда, собственно, это название и пошло, заходить на яхте в кратер вулкана Десепшен в Антарктиде, посчастливилось посетить и Долину гейзеров на Камчатке, с которой вообще нечему сравниться. Но Уаи-О-Тапу меня совсем не разочаровали. Такого буйства красок и таких причудливых образований ранее видеть не доводилось.

Не возьмусь описывать, лишь перечислю название некоторых объектов: Бассейн погоды (цвет его меняется в зависимости от погоды и осадков), Дом дьявола, кратеры - Грозовой и Радужный, Чернильницы дьявола, Палитра художника, плато Сковорода, Розовая терраса, бассейны Устрица и Опаловый (первый назван так из-за своей формы, второй из-за цвета), Серная пещера и Серная куча (сера, действительно, лежит здоровенной кучей и мы не преминули прихватить образцы) и снова кратеры: Птичье гнездо и Преисподняя и за ними - бассейн Шампанского. Последний - 65 метров в диаметре и 62 в глубину, температура на поверхности 74 градуса, пузырьки газов поднимающиеся со дна к поверхности создают тот самый эффект из-за которого и носит своё название этот источник. Заканчивается прогулка по Уаи-О-Тапу возле Купели дьявола - кратера, изумительного по красоте, с озером какого-то фантастически зелёного цвета, окаймленного лесом и нависающими над обрывом кустарниками.

Переполненные впечатлениями, к вечеру мы добрались до основной цели нашего путешествия - городка Роторуа (Rotorua), рядом с которым расположена деревня маори. Но побываем мы там только завтра, а пока экипаж погрузил свои тела в бассейны с теплой и горячей, насыщенной сероводородом, водой в Полинезейских Водах (Polynesian Spa), что расположены на берегу озера Роторуа. Вся атмосфера городка, по крайней мере, той части, которая примыкает к берегу озера, пропитана запахом сероводорода, как будто протухли разом сотни яиц. После купели мы вернулись в мотель, где так вовремя случился день рождения Юрия Сиухина, мужа Нины.

В гостях у людоедов.

"...К востоку от реки Уаикато, на берегах озера Роторуа, ревут горячие ключи и дымящиеся водопады Ротомахана и Тетарата. Вся местность изобилует гейзерами, кратерами и сопками. Через них извергается избыток газов, не находящий исхода через узкие кратеры Тонгариро и Вакари, двух действующих вулканов Новой Зеландии", - так Жюль Верн описывал места, которые нам предстояло посетить на второй день экскурсии.

Гейзеры и кратеры, террасы и водопады - подобное мы видели накануне, поэтому пробежались по тропам, задержавшись подольше лишь у гейзера, который, в отличие от Уаи-О-Тапу, дурака не валял - работал почти беспрерывно, да у грязевого бассейна, где на площади размером с футбольное поле булькал раствор, создавая конусы грязевых вулканов.

Примечательно, что все эти страсти расположены за околицей маорийской деревни. Наблюдать и слушать рёв фонтанирующего гейзера, вдыхать бодрящий запах серных испарений, можно опершись на частокол, ограждающий селение. Есть даже специальное место, где этот забор срезан по грудь, чтобы открыть вид на окрестности. В натуральном виде частокол достигает высоты в два человеческих роста и заострён наверху.

Предоставим слово Жюль Верну:

"В четверти мили, на крутом откосе горы, виднелся "па" неприступная крепость маорийцев. Эта крепость была обнесена тремя поясами укреплений. Первый, наружный, представлял собой частокол из крепких кольев футов в пятнадцать вышиной; второй пояс был из таких же кольев; третий, внутренний, представлял собой ивовую ограду, с проделанными в ней бойницами. Внутри "па" виднелось несколько своеобразных маорийских построек и около сорока симметрично расположенных хижин.

Ужасное впечатление произвели на пленников мертвые головы, "украшавшие" колья второго частокола. Эти головы принадлежали павшим в боях враждебным вождям.

Жилище Кай-Куму находилось в глубине "па", среди нескольких других хижин, которые принадлежали туземцам не столь высокого ранга. Перед его хижиной расстилалась большая открытая площадка, которую европейцы, пожалуй, назвали бы военным плацем. Жилище вождя было построено из кольев, оплетенных ветвями, внутри оно было обито циновками из формиума. Оно имело двадцать футов в длину, пятнадцать - в ширину, десять - в вышину, помещение вполне достаточное для новозеландского вождя.

В постройке имелось только одно отверстие, служившее дверью, оно было завешено плотной циновкой. Крыша выдавалась над дверью выступом. На концах стропил вырезано было несколько фигур. Портал радовал взор гостей резными изображениями веток, листьев, символических фигур чудовищ, множеством своеобразных орнаментов, вышедших из-под резцов туземных мастеров. Глинобитный пол возвышался на полфута над уровнем окружающей почвы."

Что-то в этом описании совпадает с увиденным нами, что-то нет. Пояс кольев сегодня только один и, наверное, внешний, поэтому вражеских голов мы не увидели. Большая открытая площадка - в наличие, называется она мараэ (marae) и служит местом сбора и проведения различных церемоний, расположена мараэ перед варэ (ware) - домом встреч. Десяток-полтора хижин разных по величине. От совсем простых, иногда наполовину ушедших в землю, построенных из стволов древовидного папоротника, до роскошных домов, изукрашенных великолепной резьбой и окрашенных в традиционный тёмно-красный цвет. Дома для хранения припасов патака (pataka), напоминают наши избушки на курьих ножках. Возле одной патака, усиливая впечатление, маорийка с метлой подметала дорожку. Рядом длиннющая, украшенная резными фигурами, пирога и мастерские, где можно осмотреть изделия женского и мужского ремесел и увидеть мастеров за работой.

Всё как во многих подобных музеях под открытым небом: Суздаль, Кижи, Готхоб... список можно продолжать. Самые красивые постройки были изготовлены для международной выставки 1906 года в Крайстчёрче и потом перевезены сюда.

В полдень народ стал стягиваться к мараэ. Туристов выстроили внутри частокола. На крыльцо дома собраний вышла группа маорийцев, в передней шеренге выстроились воины, вахинэ за ними. Затем один из воинов (вождь?) побежал по дорожке в нашу сторону, производя при этом всевозможные выпады копьём. От бледнолицых и китайцев (коих здесь масса) был выбран высокий седовласый джентльмен. Он вышел навстречу вождю. После нескольких выпадов и взмахов копьём в сантиметре от носа нашего "предводителя", оба опустились на одно колено. Между ними лёг лист папоротника. Затем наш "предводитель" и вождь аборигенов поднялись и потёрлись носами, исполнив маорийское приветствие. Вождь, как антилопа умчался к своим, а мы под песнопения пошли через мараэ к варэ Ти-Аронуи-а-Руа.

Там нас разули, провели внутрь и рассадили как в театре, на пошлые кресла. Началось представление. Были танцы и песни. Воины демонстрировали владение оружием, сопровождая экзерциции грозными криками, устрашающим вращением глаз и высовыванием языка - всё это призвано запугать врага ещё до начала битвы. Женщины жонглировали (или это тоже боевые искусства?) шарами привязанными к длинному шпагату. Исполнялись мужские и женские номера, пели хором и дуэтом, всё было красиво и очень мелодично. По окончанию концерта желающие могли сфотографироваться с аборигенами и потереться носами.

На вечернем представлении гости могли принять участие в традиционном пире, где можно отведать блюда маорийской кухни. Но мы судьбу искушать не стали, отговорившись дальней обратной дорогой. Не было полной ясности: в каком качестве нас приглашали на это застолье

На обратном пути в Веллингтон, мы остановились на уже знакомом берегу озера Таупо. На этот раз оно было неспокойно, и волны с шумом разбивались о камни. Неподалеку от берега несколько яхт шли под парусами. На одной из них на наших глазах шквалом разорвало стаксель. Слова Жюля Верна о "свирепых бурях" подтвердились.

Ваш Литау

Третья неделя нашей стоянки в Веллингтоне завершалась днём рождения основателя единственно верного учения и, наверное, поэтому стала ударной. Количество дней перешло в качество свершений.

В середине недели нам отдали отремонтированные паруса, а в пятницу, ровно в 135 годовщину, завершили изготовление руля. Новый и красивый, его теперь предстояло воссоединить с яхтой.

Задача это не то чтобы сложная, но не легкая, потому что руль весит не один центнер.

Можно его поставить вертикально на берегу и опускать на него яхту сверху... Или можно яхту оставить на плаву, а руль бросить в воду и ждать когда он всплывёт и войдёт в предназначенное место. В первом случае - 25 тонн нужно выдернуть из воды, во втором 300 килограмм бросить в воду.

Но в любом случае, руль и яхта должны оказаться вблизи друг от друга, а вот с этим возникла проблема, так как совершить переход от места стоянки до "Quay marine" мастерской, где лежал руль - "Апостол" оказался не в силах.

Газовыпускная система "Апостола" до сих пор разобрана, поэтому двигатель не работает. Деталь, которую мы отдали в ремонт, уже вторую неделю как затерялась где-то в глубинах Северного острова. Алан попытался нам помочь, изготовив другой фланец, но понадобился еще и рукав, чтобы всё соединить. А ближайшее место, где такие рукава имеются, Окленд. Был конец недели, наступали длинные выходные: в понедельник - в Новой Зеландии намечался какой-то праздник - и всё откладывалось до вторника.

Не желая терять на сборку газовыпуска ещё и вторник, мы нашли парня, который пообещал доставить необходимый рукав к субботнему утру. И назавтра, без четверти девять, Фил, так звали этого парня, стоял на нашем причале с куском чёрной трубы наперевес. "Не подходите ко мне с этим железом!" - хотелось крикнуть ему на манер Паниковского, но было поздно, да и железо было только внутри, в виде стальной спирали, а весь остальной шланг был из качественной черной резины. 120 долларов перекочевало в карман Фила, и капитан, прижимая к груди приобретение, поднялся на борт.

Появление шланга побудило капитана к последующим непопулярным действиям: он вспомнил, что 14 лет назад, он был партийцем с 15-летним стажем и объявил коммунистический субботник. Команда, чертыхаясь, поминая вслух вождя пролетариата и защитника всех угнетённых, а про себя эксплуататора и кровопийцу капитана, нестройными рядами, в колонну по два потянулась к рабочим местам.

Тут надо уточнить, что за прошедшую неделю мы изменились не только качественно, но и количественно: нас осталось только трое... Экипаж покинули старпом, боцман и доктор. Оставшиеся: художник Семёнов и матрос Балымов больше чем две колонны образовать не могут, ну если только сразу пятую.

Как бы то ни было, но энтузиазм охватил массы, и к середине дня паруса были на месте, а двигатель довольно урчал, имея возможность выдыхать отработанные газы. "Апостол Андрей" вновь обрёл все свои способности к движению, не хватало только руля - направляющей и организующей силы, чтобы вести яхту и экипаж правильным курсом.

В это время на горизонте показался Александр Осколков, наш новозеландский друг. Что-то подсказывало, что он обладает такой силой, по крайней мере, организующей - сумка заметно оттягивала его руку. Субботник был объявлен закрытым, деньги, заработанные на нём, традиционно и по молчаливому одобрению экипажа выплачены не были.

После предварительного подведения итогов субботника, экипаж, усиленный Александром, направил свои стопы в неподалёку расположенный бар "PRAVDA". Там нас ожидало разочарование: заведение было закрыто на "спецобслуживание". Побившись как мотыльки о стекло, мы были допущены внутрь, но только к бюсту основоположника, к стойке же, увы, нет.

Не оставалось ничего иного, как развернуться в сторону пивоварни, на манер другого вождя. Здесь было всё нормально: и пиво вкусное, и даже, за неимением бревна, нам разрешили покатать бочки. Огорчало только одно: сорвался приём в пионеры Андрея Балымова, который, в силу своего возраста, в прошлые времена дошёл только до октябрёнка.

Впервые яхта обогнула Землю в меридиальном направлении, впервые прошла по Северному морскому пути, впервые пересекла оба полярных круга во время кругосветки и впервые прошла по маршруту, проложенному через все четыре океана. Все эти и многие другие подвиги были совершены под руководством неизменного капитана Николая Литау, который сам задумал проект судна и лично руководил процессом его строительства.

Начало пути – рождение легенды

Капитан Литау задумал строительство не простого, а максимально выносливого судна. Ему требовалась яхта, которая смогла бы в условиях жестокого холода и высокой сырости пройти Северный морской путь, преодолевая препятствия в виде .

С этой целью была разработана уникальная конструкция и – его корпус изготовили из стали, что должно было обеспечить высокую выносливость и стойкость к самым неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Судно заложили в Твери, его строительство продолжалось целых три года и было закончено в 1996 году. Процесс возведения яхты затянулся из-за постоянных технических проблем и перебоев с финансированием. Когда парусник наконец-то был спущен на воду в Санкт-Петербурге, возникло еще одно затруднение – за время строительства его будущей команде так и не удалось найти подходящее имя для бесстрашного покорителя океанов.

За помощью в решении данного вопроса решено было обратиться к Патриарху Алексию II, который благословил и освятил судно, а затем нарек его именем Святого апостола Андрея Первозванного, покровителя всех моряков планеты и российского флота в частности.

Устройство судна

«Апостол Андрей» является океанской яхтой и предназначается для плавания в холодных . Ее длина составляет 16,2 метров при ширине 4,8 метра. Водоизмещение судна – 25 тонн, а осадка – 2,7 метров. Стальной корпус парусника оборудован специальными гранеными обводами, а усиленна обшивка обеспечивает его жесткость и высокую прочность.

На яхте установлено две мачты, которые несут на себе 130 кв.м парусов. Судно способно развивать максимальную скорость 12 узлов под своими парусами, кроме того, на нем установлен двигатель, мощность которого составляет 85 лошадиных сил.

Парусник снабдили современными навигационными средствами, а также всем, что требуется для полноценного функционирования на борту команды, состоящей из 8-ми человек. Создатели океанской яхты сделали все для того, чтобы она могла достойно выдерживать самые долгие и опасные .

Достижения и рекорды

Спустя три месяца после спуска на воду «Апостол Андрей» отправился в свое первое большое плавание, закончившееся в 1999 году. Именно это , во время которого судно прошло невероятно сложный Северный морской путь, было признано Британским королевским крейсерским клубом крупнейшим достижением мирового . Весь экипаж парусника наградили почетной медалью с красноречивым названием «за искусство мореплавания».

Еще через три года странствий по морям и океанам экипажу яхты вручили медаль Крейсерского клуба «Голубая вода». Самое интересно, что и это отличие команда «Апостола Андрея» получила за свое первое плавание, и стала обладателем сразу двух престижных наград за один уникальный подвиг – беспрецедентный случай в истории мореплавания.

В 2003 году капитан Литау заслуженно стал кавалером ордена Мужества, а его помощников наградили званиями кавалеров ордена Почета. Всем остальным членам команды «Апостола Андрея» вручили медали «За заслуги перед Отечеством». Второе, не менее опасное и увлекательное путешествие парусника, началось в 2001 году. Экипаж судна отправился в кругосветку и побывал во всех четырех океанах, достиг Камчатки и проделал длиннейший и опаснейший путь от омывающего Антарктиду моря Беллинсгаузена до Берингова моря.

Каждое такое плавание становилось причиной многочисленных поломок, которые нередко приходилось устранять в экстремальных условиях. С другой стороны, суровые испытания и постоянные совершенствования конструкции сделали судно более выносливым и приспособленным к трудностям. Третье кругосветное путешествие парусника, происходившее по 60-й параллели, началось в 2004 году. В очередной раз «Апостол Андрей» с честью выдержал нелегкое испытание и с триумфом вернулся в родную гавань.

Морские приключения и испытания

Членам экипажа яхты довелось пройти немало серьезных испытаний во время всех трех кругосветных путешествий. Им регулярно приходилось становиться заложниками суровых полярных условий. К примеру, в самую первую навигацию парусник вынужден был целых пять недель стоять на мысе Шмидта из-за того, что его со всех сторон сковало льдом.

Освободиться из плена судно смогло лишь с приходом мощного циклона, принесшего с собой штормовой южный ветер. Ледяные глыбы оторвались от берегов, и ушли вглубь океана, образовав узкую полынью, по которой «Апостол Андрей» продолжил свое путешествие на север.

Много раз яхта сильно рисковала быть раздавленной громадными льдинами, однако экипаж не сдавался и поднимал паруса при малейшем ветерке, чтобы еще немного приблизиться к своей цели.

Как вспоминали сами члены команды, довольно часто им приходилось полагаться не только на собственный опыт и знания, но и на обычное везение. Иногда судно буквально прорывалось сквозь льды, которые возникали там, где их не должно было быть в соответствии со всеми прогнозами.

Такие , как «Апостол Андрей», продолжают свой путь среди волн, пока их мачты способны нести на себе паруса. Члены экипажа этого судна периодически меняются – их всего 20 человек, хотя в каждом плавании принимают участие максимум 8 опытных «апостольцев».

С годами этот удивительный парусник становится только более выносливым, маневренным и быстрым. У океанской яхты и его славной команды впереди еще много рекордов, достижений, открытий и суровых испытаний, выдержать которые способны только настоящие герои.

Вы совершили три кругосветных путешествия. Что вас больше всего удивило на нашей планете?
Сейчас сложно кого-то чем-то удивить, разве что безмерной глупостью. Приезжаешь в любую точку земли и уже примерно представляешь, что там и как. Из всех мест, которые я посетил, а это почти сотня стран, все континенты и океаны, меня потрясла, пожалуй, Антарктида. Идешь день за днем, неделя за неделей, над тобой низкое небо, низкая облачность, ты ничего не видишь, кругом сплошная серость, но в конце второго месяца тебе распахивается горизонт и открывается купол – ледяной покров Антарктиды. Сияет солнце, перед тобой белое безмолвие и антарктические пики видны за сотню километров…Такое зрелище, конечно, не забыть! Остров Пасхи на меня произвел очень серьезное впечатление. Маленький остров, небольшое население и тысяча каменных истуканов. До 20 м высотой! Даже не могу представить, для чего людьми когда-то была проделана такая титаническая работа?


Как набирается команда для таких длительных путешествий?
Всех людей обычно набираю я, и только я могу решить, будет ли человек в экипаже. Иногда подобные решения приходилось принимать даже во время плавания. Посреди океана высадить на необитаемый остров или льдину я, конечно, не могу, но в моей практике было пару случаев… Как-то меня пригласили на кругосветную регату капитаном. Это был коммерческий проект. И два парня решили, что если они заплатили деньги, то могут себя вести, как угодно. Не поняли, что в море совсем другие правила. Я их высадил на одном из островов в Панаме. Прямо на песчаном берегу. Это не необитаемый остров, конечно, раз в два дня туда прилетает местный самолет. Так что «героев» спасли).
Когда 20 лет назад было первое плавание на яхте «Апостол Андрей», я интуитивно решил, что члены экипажа должны быть не моложе 30 и не старше 50 лет, должны обязательно быть яхтсменами, здоровыми физически. Например, в тверской Медакадемии экипаж тогда прошел санацию – лишние зубы всем удалили… Возрастной ценз был потом многократно нарушен, хотя я как-то прочитал, что Амундсен примерно такого возраста и набирал людей в свои экспедиции. Но главное не возраст, конечно, а, чтобы человек мне нравился, ведь с ним предстоит провести вместе много дней… Как-то доктора одного списали, 6 месяцев много чего терпели, а последней каплей стало то, что он зажал от экипажа бутылку спиртного. На каком-то острове нам ее подарили. У меня руки были заняты рукопожатиями, и я попросил доктора, принять бутылочку. Мы выходим в море. Я говорю доктору: «Давай бутылку, отметим это дело!» Представляете, всего же одна бутылка на семь мужиков на месяц, это же не пьянство, это меньше чем дамские духи. И тут доктор заявляет, что будет более важный повод, и вообще, что бутылку дали лично ему… Пришлось ему сказать: «Лети-ка, ты, товарищ, домой!»

Николай, Андреевич, вы производите впечатление человека, занятого своим делом. А нас очень интересует вопрос самоопределения…
Меня он тоже интересует, поскольку моей дочери летом исполнится 14 лет, и я не хочу, чтобы ребенок остался не у дел. Но на нее не давлю в выборе жизненного пути, путь сама решает. Что касается меня, то я никогда не думал стать капитаном. Школьником мечтал стать летчиком и даже космонавтом. У меня были хорошие математические задатки. Мог бы стать ученым, наверное.
Я вырос в степях Казахстана, где природных достопримечательностей нет. Выйдешь, «степь, да степь, кругом» ни рек, ни озер, ни даже пустыни. Один котлован был, в котором мы купались, да три осинки росли… И во мне сидел такой романтический червь – хотелось все увидеть своими глазами, тянь-шаньские ели, например. В 17 лет, после школы, я уехал в геологоразведывательную экспедицию… Но природное раздолбайство и лень диктовали свое: зачем-то выучился на радиоинженера, потом 10 лет проработал начальником автохозяйства. В общем к 38 годам, хобби стало настолько мешать работе, и я бросил работу. Ушел в путешественники, закончил морскую академию им. Макарова, судоводительский факультет… Никогда не думал, что совершу аж три кругосветных плавания, но сегодня это стало моей профессией. Я увенчан многими международными наградами, ведь тому, что мы сделали на «Апостоле Андрее» нет аналогов в экстремальном яхтинге всего мира…


А что вам нужно для счастья?
Счастье понятие эфемерное и чаще протекает в сфере личных отношений. Ты вроде счастлив, а через пять минут все поменялось. Может ну его нафиг, это счастье? Вот сейчас сидим себе тихонечко, кругом березки, рядом друзья: выпили, поговорили, вспомнили дела минувших дней…Счастье это или нет? Не знаю. Мне хорошо… Счастье - это миг, а жизнь, в основном, — рутина…


И это у капитана?!
У капитана знаете какое преимущество перед другими профессиями? — Встал, спустил ноги с кровати, и ты уже на работе)


Что связывает вас с Тверью?
Этап моей жизни связанный с путешествиями начался 20 лет назад именно в Твери. Все сложилось случайно. Когда мы стали заниматься яхтами, мой старпом сказал: «А поехали в Тверь? Там у меня приятель, конструктор яхт, Валерий Конюхов». Мы и приехали… Это был 1992 год. Здесь создавался первый коллектив, здесь была заложена первая яхта. Сейчас все знают, что яхту построил тверской Вагонзавод, но ее строительство началось еще на заводе штампов им. 1 Мая. В нашем первом экипаже было 7 человек – четверо из Москвы и трое из Твери. Вот, например, у которого мы сейчас в гостях, пришел четвертым в наш экипаж…
С постройкой яхты и организацией плавания тогда нам очень помогли мэр города Александр Петрович Белоусов, Сергей Павлович Польшиков, Ершов Владимир Александрович. Сейчас их всех уже нет, для меня Тверь сильно осиротела с их уходом.


Какие у вас впечатления от нашего города?
Сегодня я ехал по центру Твери и везде платные стоянки. Все как в Москве. По сравнению с другими российскими городами, Тверь выглядит достаточно прилично, есть, наверное, куда развиваться… Полгода назад я приехал в Тверь по делам и у меня образовалось несколько свободных часов. И я понял, что не был в Твери ни в одном музее. Стал искать и …ничего не обнаружил, пошел в галерею «Дикобраз», она оказалась закрыта, в музей Козла что-то идти не захотелось… Для меня стало культурным шоком, что некуда пойти. Может хоть Императорский дворец скоро можно будет посмотреть… а сегодня я приезжал на открытие выставки о путешествиях и путешественниках в

Стройные мачты, белоснежные паруса, соленые брызги... Кто из мальчишек не мечтал в детстве отправиться в кругосветку на паруснике?! Жажда приключений манила в дальние края и неизведанные дали. Произведения Жюля Верна, Даниэля Дефо, и Джонатана Свифта подстегивали воображение. А ведь парусники, совершающие кругосветки, существуют и поныне. Один из них - яхта «Апостол Андрей».

Рождение парусника

Николай Андреевич Литау за свою жизнь организовал и поучаствовал в немалом количестве путешествий. С детства он грезил морями, океанами и парусниками. Идея о кругосветном путешествии через четыре океана стала главным увлечением. Для ее осуществления требовалась максимально выносливая океанская яхта. Она должна была успешно преодолеть сквозь ледяные заторы и непогоду. Цена яхты подобного рода очень высока, но оно стоило того.

Под руководством и по заказу Литау был разработан проект парусника, который должен был удовлетворить всем требуемым условиям. Строить его решили в Твери, а начало было положено в 1993 году. Строительство затянулось на целых три года, мешали то технические, то финансовые проблемы.

Обретение имени

Возведение уже было закончено, а парусник так и не обрел имя. Все помнят слова капитана Врунгеля из одноименного мультика:

«Имя вы не зря даёте,
Я скажу вам наперёд:
Как вы яхту назовёте,
Так она и поплывёт.
Как вы яхту назовёте,
Так она и поплывёт!»

В свое первое плавание кораблик отправился еще безымянным. Благополучно он доплыл в Москву за благословением и освещением к Патриарху Алексию II. Именно от него он и получил свое имя. Яхта «Апостол Андрей» названа в честь который считается покровителем моряков.

Технические характеристики и оснащение

Это океанская яхта, поэтому построена она с учетом всех требований по надежности и выносливости. Ее корпус является сварным, а обводы - гранеными. В качестве обшивки использованы стальные листы. В районе днища ее толщина достигает двух сантиметров.

Длина кораблика - 16,2 м, ширина - 4,8 м. Он имеет две мачты, 19- и 14-метровой высоты, способные нести 130 кв. м парусов. Яхта не только может идти под парусами, но имеет и двигатель на непредвиденные случаи. Это аппарат Iveco мощностью в 85 лошадок. Осадка парусника - 2,7 м, а водоизмещение - 25 т.

Максимальная скорость, на которой яхта может лететь под всеми парусами, - 12 узлов. Это чуть больше 22 км/час. Крейсерская скорость парусника - около 7 узлов, или около 13 км/час.

Обслуживать во время плавания яхту «Апостол Андрей» может экипаж в 5-7 человек. На борту есть все необходимое - современные навигационные системы и связь, спальные места и камбуз.

Сейчас цена яхты, даже совсем небольшой прогулочной, составляет около полутора миллионов рублей. Но это судно уже не так просто оценить. Оно теперь имеет и определенную историческую ценность, хоть и создано совсем недавно. За время своего существования оно поставило не один рекорд и преодолело водные пути, ранее недоступные судам такого класса.

Кругосветки

В первую свою кругосветку яхта «Апостол Андрей» отправилась в 1996-м году. Она смогла успешно обойти Восточное полушарие, при этом достигнув трех рекордных показателей:

  • первая кругосветка в меридиональном направлении;
  • первая кругосветка через все океаны, Северный Ледовитый - не исключение;
  • первое прохождение по Северному морскому пути.

Вернулся корабль на место старта в 1999 году, а в 2001-м снова отправился в путешествие. Теперь уже вокруг Западного полушария. Третья кругосветка была осуществлена в 2004 году. Яхте пришлось обогнуть Антарктиду в пределах 60-й параллели.

Каждое путешествие выявляло несовершенства конструкции, поэтому время отдыха между кругосветками посвящалось модернизации и усовершенствованиям судна. На сегодняшний день это выносливая, маневренная и быстрая яхта, готовая вместе со своей командой бросить вызов любым экстремальным условиям.

Путешествия сегодня

Не стоит думать, что на кругосветках все завершилось. Практически ежегодно «Апостол Андрей» отправляется в новую экспедицию.

  • 2007 год - Соловецкие острова.
  • 2010 год. В планах было обогнуть Новую Землю. Выход был произведен из Твери. После посещения Соловецкого архипелага достигли где высадили группу пассажиров - экологов. Далее курс был взят на цель путешествия, яхте удалось обогнуть весь архипелаг целиком.
  • 2011 год. Яхта достигла самого северного острова архипелага Земля Франца - Иосифа.
  • 2012 год. Яхта отправилась по следам экспедиции Русанова и шхуны «Геркулес».
  • 2013 год. Команда повторила путь Гидрографической экспедиции вековой давности. Кроме того, кораблю удалось пересечь 83-ю параллель, а это еще один градус в арктических достижениях яхты.
  • 2014 год. Путешествие по следам Г. Брусилова и шхуны «Святая Анна».
  • 2015 год - год, богатый на юбилеи. Капитану яхты 60, самому кораблю в тот же день 19. А через месяц судно отправилось в Диксон на 100-летие с момента, когда в Архангельск пришли первые ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», завершившие переход Северным морским путем.
  • 2017 год. Одиннадцатое путешествие в Арктику, вновь посвященное Русанову и «Геркулесу».

Странствия яхты на этом не заканчиваются. У ее капитана имеется немало планов на будущее.

Речь шла о любительском одиночном экстремальном яхтинге. Теперь рассмотрим пример любительского командного экстремального яхтинга в российском варианте. Английский «Королевский Крейсерский яхт-клуб» 1 марта 2001 года вручил Николаю Литау — капитану российской яхты «Апостол Андрей» медаль «За искусство мореплавания» (Seamanship medal) с формулировкой: «За первый в мире транзитный переход яхты Северным Морским Путем».
Эта награда учреждена в 1949 году и присуждается капитанам яхт за наиболее выдающиеся достижения в океанских плаваниях. Вручение состоялось после обеда членов этого клуба на борту исторического парусника «Веллингтон». Чуть позже, 28 октября 2002 года «За мужество и профессионализм, проявленные во время кругосветного плавания на яхте Апостол Андрей» Николая Литау наградил «Орденом Мужества» Президент РФ. Еще три члена этого славного экипажа этим же Указом награждены орденами «За заслуги перед Отечеством II степени».

Рекорды кругосветного плавания яхты «Апостол Андрей».

Англичане из «Королевского Крейсерского яхт-клуба» своими наградами не разбрасываются. Награждение яхтсменов в России случай вообще беспрецедентный. Даже российские СМИ в этот раз обратили внимание, что экипаж яхты «Апостола Андрея» установил сразу три мировых рекорда:

Впервые осуществлено кругосветное плавание в меридиональном направлении.
Впервые маршрут кругосветного плавания проложен через все океаны, включая Северный Ледовитый.
Впервые осуществлено сквозное плавание парусной яхты по трассе Северного морского пути.
Это путешествие было признано «Королевским крейсерским клубом» Великобритании «самым выдающимся достижением в мировом яхтинге в 1999 году».

Материалов о двух, беспримерных для российского яхтинга полярных кругосветных плаваниях (первая в 1996-1999 и вторая в 2001-2003 годах) опубликовано достаточно много. Они свидетельствуют, что экипаж «Апостола Андрея» пользовался поддержкой многочисленных спонсоров, военно- морского флота России и даже Русской Православной Церкви. Капитан яхты, Николай Литау в своих дневниках неоднократно и с присущим ему тонким чувством юмора отмечает многочисленных добровольных «иностранных спонсоров» без помощи которых его экипажу было бы туго. Другими словами, им тоже приходилось принимать подаяние. В первое кругосветное плавание под девизом «вокруг света по четырем океанам» экипаж из шести человек отправился, имея в судовой кассе 500 долларов! Нет, не все так просто в российском экстремальном яхтинге. Если кто-то подумает, что в такую сложную и ответственную экспедицию спонсоры отправили яхту, оснащенную по последнему слову техники, то он глубоко ошибается.

Несоответствие конструкции яхты для кругосветного плавания.

Конечно, «Апостол Андрей» несколько отличается от обычных яхт по конструкции. Но это только по большому счету. Стальной 16-метровый бермудский кэч, специально сконструирован и построен для кругосветного плавания в полярных морях. Корпус сварен из стальных листов, имеет обводы шарпи (угловые). В его конструкции нет привычных шпангоутов. Прочность и жесткость обеспечиваются за счет увеличенной толщины стальной обшивки (20 мм на днище) и жесткости переборок. Две мачты — грот (19 м) и бизань (14 м) — несут 130 квадратных метров парусов. Вспомогательный двигатель имеет мощность 74 лошадиные силы. Водоизмещение 22 тонны, что в раза четыре больше, чем для яхт таких же измерений обычной конструкции. В яхте девять спальных мест, камбуз, душ, два гальюна, танки для топлива и пресной воды. «Апостол Андрей» оснащен современными средствами навигации, радио- и телефонной связи. А теперь внимание: построена яхта в 1996 году в Твери на… вагоноремонтном заводе.

Вот где он начинается — российский экстремальный яхтинг — не в море, а на вагоноремонтном заводе. Любопытное во многих отношениях мнение по поводу начала первого кругосветного плавания «Апостола Андрея» высказала Государственная Яхтенная Инспекция ГКФТРоссии (в 1998 году):

«Кто разрешил яхте, не имеющей государственной регистрации, не имеющей судовых документов, устанавливающих район плавания в соответствии с техническим состоянием судна и квалификацией экипажа, выйти в плавание класса МН — «неограниченное плавание» и несение государственного флага Российской Федерации?».

Бесспорно, что в яхтенной инспекции России работают специалисты. Осмелюсь только предположить, что среди них ни одного яхтсмена нет.
У российских моряков есть такая пословица: «Чем дальше от моря, тем длинней ленточки на бескозырках». Если бы чиновники от яхтинга тогда знали, что капитан Николай Литау завершит все свои кругосветные плавания успешно, они бы не спешили обвинять его в пренебрежении правилами хорошей морской практики. Победителей, как известно, не судят.

И все же не в инспекции придумали поговорку о том, что: «сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь — пирожник». В результате недоработок конструктора яхта родилась с излишним весом почти вдвое больше расчетного. Ватерлиния ушла в воду на 15 сантиметров и корма зарылась транцем в воду. Качество постройки оставляло желать лучшего, но что вы хотите от вагоностроительного завода?

Конструкция яхты не соответствует предназначению кругосветного плавания настолько, что имя конструктора экипаж вслух не произносит (с целью экономии нервов и не нормативной лексики). Здесь можно согласиться с ранее изложенным мнением Государственной Яхтенной Инспекции России. К слову, судовой билет «Апостола Андрея» выдан для яхты прибрежного плавания с удалением от берега не более пяти миль!? Впрочем, даже если следовать этому требованию, яхтинг на такой лодке не может быть комфортным ни при каких погодных условиях.

К примеру, включение дизеля, не имеющего звукоизоляции, превращает пребывание внутри яхты в пытку известную под названием «музыкальная шкатулка «. В свежую погоду, сквозь палубу течет вода в мыслимых и немыслимых местах, обеспечивая постоянную сырость внутри корпуса. Обогревателей толковых нет — есть печка на дизтопливе, которая создает, не столько тепло, сколько чад и копоть. Несмотря на все старания экипажа, интерьеры яхты напоминают кочегарку. Емких холодильников для хранения провизии нет. Впрочем, при кругосветном плавании у полюса это не столь важно, поскольку вся яхта превращается в холодильник с температурой не выше +8°С. Хуже, что нет достаточного объема топливных танков. Приходится возить бочки с соляркой на палубе. Протечки топлива создают невыносимую атмосферу, особенно при хождении с задраенными люками. Короче говоря, длительное пребывание в кругосветном плавании на борту «Апостола Андрея» можно описать одним словом — кошмар.

Положительные эмоции вызывает только наличие надежных импортных лебедок на палубе и, как ни странно, качественных канатов российского происхождения. Да, и навигационное обеспечение яхты отличное. Причем, главная составляющая продублирована. Две конкурирующие между собой российские фирмы предоставили для кругосветного плавания Николаю Литау свои современные компьютерные системы с комплектами электронных морских карт перекрывающих всю поверхность земного шара. И обе работают отлично. Но что особо интересно, российские компании выпускают карты на… английском языке! Жаль только, что на все это бесценное для капитана оборудование во время кругосветного плавания постоянно затекает сверху морская вода, и приходится работать за штурманским столом, укрываясь целлофаном.

Кроме того, в столь рискованное кругосветное плавание «Апостол Андрей» уходит с «уставшим такелажем и изношенными парусами». В результате сразу же после выхода в море капитан Николай Литау запишет в вахтенный журнал знакомые до слез каждому российскому яхтсмену слова:

«Старенькая генуя не выдерживает и на очередном повороте подшивка задней шкаторины отлетает. Меняем стаксель. Крутая волна больше метра захлестывает палубу. В яхте появилась вода, которую приходится постоянно откачивать. Выяснилось, что течет из цепного ящика. Другая неприятность — запах солярки, которая, видимо, выплескивается из залитых под завязку танков».

Однако есть и прогресс в российском яхтинге. В первом кругосветном плавании апостоловцы были одеты кто во что горазд, вплоть до солдатских телогреек, и больше были похожи на бригаду водопроводчиков, чем на яхтсменов. Во второй экспедиции положение улучшилось:

«новые непромоканцы позволяют вернуться с вахты сухими, а печка, подаренная к арктическому переходу нашими питерскими друзьями, делает проживание внутри яхты гораздо более комфортным, чем это было во льдах Антарктиды».

Отрадно и то, что пираты всех морей (видимо, узнав о покровительстве ВМФ России над экипажем «Апостола Андрея») дружно попрятались, кто куда мог, и не показывались на пути яхты-ледокола в кругосветных плаваниях. Надо отдать должное феноменальному умению Николаю Литау находить правильные рычаги и болевые точки в тренированном теле российской бюрократической машины. Даже представить трудно форменные чудеса, которые происходят почти в любом порту захода:»На причале нас уже ждали представитель Минтранса и российский консул. Они помогли решить формальности с префектурой и таможней».

Или вот еще: «На призыв администрации Камчатской области откликнулось полтора десятка организаций и предприятий, они обеспечили нас всем необходимым для кругосветного плавания: топливом, газом, продовольствием, пресной водой, застраховали наши жизни». Хорошо яхтсменам на Камчатке с такой заботой администрации!

Можно было бы вообразить, что все дело в правильном названии — Святой Апостол Андрей считается покровителем России. Однако это обстоятельство все же не помешало питерским воришкам стянуть с «Апостола Андрея» только что подаренное спонсорами динги за два дня до отхода: «Ничего святого нет у воров!».

Старый фокус яхтсменов СНГ с паспортами моряков в большинстве стран уже раскусили. Дело в том, что замечательный во всех отношениях документ (Seaman’s Book) выдается морякам всего мира, работающих по найму на торговом флоте и лишает их радости оформления въездных виз во все государства мира (кроме США).

В Советском Союзе «паспорт моряка » совсем не был похож на «Seaman’s Book» и сочетал в себе две главные функции. Он подменял собой заграничный паспорт гражданина СССР, а главное: не давал его обладателю возможности покинуть борт судна и остаться в зарубежном порту. В нем кроме фотографии, фамилии и имени владельца не было никаких сведений, кроме описания внешности: рост, цвет глаз и особые приметы. По существу это был международный волчий билет.

Россию, как великое государство, цивилизованные страны приняли в «восьмерку». Но вот граждан России предусмотрительно оставили за «шенгенским занавесом». Только одно это обстоятельство способно уже превратить любое дальнее или кругосветное плавание российских яхтсменов в экстремальное. Хорошо еще, что большинство морских держав (к примеру, Великобритания и Франция) относится к яхтсменам снисходительно. По их обширным морским владениям, разбросанным по всему Мировому океану, на яхте можно передвигаться с минимальными формальностями.

Пройдя через все океаны нашей планеты в течении кругосветного плавания экипаж «Апостола Андрея» не мог не заметить, что даже самые отдаленные места Мирового океана полны яхт и яхтсменов. Вот наблюдения капитана Литау:

«Остров Нуку Хива гористый, изрезанный бухтами и каньонами и очень живописен. Бухта Таиохаэ — одна из самых удобных в Полинезии. Очень проста для захода, в отличие от сложных извилистых фарватеров на атоллах. Количество одновременно стоящих на якоре яхт переваливает за два десятка, в день приходит и уходит три-четыре яхты. Выделялся вошедший после нас 80-ти футовый гоночный шлюп под английским флагом. Наша двадцатиметровая грот-мачта, бывшая до этого самой высокой на рейде, едва достигала середины его мачты. Очень общительным оказался один из двух швейцарцев. Забавно видеть яхты из этой «морской» державы на другом конце земли. Много американцев. И только российский флаг реял в гордом одиночестве».

Вот и выходит, что Россия страна бесспорно великая, но граждане ее не обладают нужной степенью свободы даже по сравнению со странами третьего мира. Справедливости ради следует отметить, что не только зарубежные чиновники ставили препоны на пути отважных российских мореплавателей. В конце июня 1998 года «Апостол Андрей» вышел из Петропавловска на заключительный этап кругосветного плавания — переход в Арктику. Дойдя за две плановые недели до бухты Провидения на Чукотке, потеряли три недели, ожидая «добро» из Москвы на начало арктического кругосветного плавания. График маршрута был скомкан, и правильное время для выхода было упущено.

Сквозное кругосветное плавание в Арктике.

Ровно 13 месяцев понадобилось экипажу «Апостола Андрея» чтобы, оставив за кормой 27 тысяч морских миль, обогнуть Западное полушарие и первой из российских яхт пройти по морской трассе вдоль берегов Аляски и проливами Канадского Арктического архипелага (Северо-Западный проход). Кроме того, «Апостол Андрей» стал первым в мире судном, которое в одном кругосветном плавании пересекло Южный и Северный полярные круги.

Однако в своем командном героизме экипаж капитана Николая Литау не одинок. К примеру, в навигацию 2002 года одновременно с «Апостолом Андреем» сквозные кругосветные плавания в Арктике совершили еще четыре яхты. Главным достижением, безусловно, является плавание по Северо-Западному проходу первого женского экипажа: французская яхта «Нуаж» (шкипер Мишель Демай). На российском севере улучшить достижение «Апостола Андрея» — пройти Севморпуть за одну навигацию — удалось сразу двум яхтам: французской — «Вагабонд » (шкипер Эрик Бросьер) и германской — «Дагмар Ааен» (шкипер Арвед Фукс). Эти две яхты и «Апостол Андрей» в 2002 году стали троицей, которая завершила своеобразное кругосветное плавание по периметру Северного Ледовитого океана.

Открыл Северо-Западный морской путь в 1903-1906 годах норвежец Амундсен. С тех пор только 17 парусников прошли этим путем. Обычно зимой лед может покрывать всю поверхность океана, а в конце лета его площадь сокращается примерно вдвое. Однако в связи с глобальным потеплением климата с каждым годом воды северных широт летом становятся все доступнее для плавания.

И все же яхтсменам, зашедшим в такие широты, не позавидуешь в любом случае. В этих широтах разница между географическим и магнитным полюсами Земли настолько существенна, что магнитное склонение достигает 70°. К тому же влияние магнитных бурь добавляет неточность еще в пределах 15-20°. Но самая главная проблема — холод.

Стальной 42-футовый тендер «Нуаж» под французским флагом добрался до широты 74°20′ одновременно с «Апостолом Андреем». Экипаж яхты «Нуаж» состоял из опытных яхтсменок- любителей. Шкипер Мишель Демай (журналист телевидения) и ее 30-летняя дочь Сабрина Тьерри (астрофизик) имеют за кормой 80 тысяч миль совместного плавания в водах Атлантики и Тихого океана. Они были по счету пятнадцатым экипажем, прошедшим Северо-Западным путем под парусами (3500 миль за две навигации), но первым полностью женским. Смелые женщины с ужасом вспоминают пронизывающий холод Арктики. От предложенной нашими джентльменами помощи яхтсменки категорически отказались, поскольку по условию их спонсоров (известной во Франции сыроваренной компании) они должны пройти маршрут кругосветного плавания только своими силами, чисто женским экипажем.

Являясь корыстными авантюристками, француженки в своих воспоминаниях встречу «Нуаж» с «Апостолом Андреем» используют как выгодное для себя сравнение — на гораздо большей яхте по одному с ними маршруту шли шестеро сильных мужчин. Вот оно, женское коварство!

Как бы там ни было, и тех, и других пришлось выводить из ледового плена самому крупному канадскому ледоколу. Его капитан Стюарт тоже яхтсмен и владелец стального кэча, однако, по Арктике ходит на ледоколе, а яхту использует в более благоприятном климате и по прямому назначению — для отдыха и спорта.Но что эти капитаны канадских ледоколов смыслят в удовольствии от экстремального яхтинга во льдах на яхте, построенной на вагоноремонтном заводе?

Антарктическое кругосветное плавание.

Наши земляки уже 14 сентября 2004 года отчалили в новое кругосветное плавание, в этот раз антарктическое. В пути их поджидали все те же проблемы что уже стало похожим на де жа вю. Рвутся шкоты, бакштаги, штуртросы и что самое неприятное — посреди океана отваливается перо руля. О желании поставить очередной рекорд для парусных яхт — пересечь параллель 70° южной широты можно забыть. Через полгода путешествия Николай Литау запишет в своем капитанском дневнике: «…сделано полдела, болтаемся по воле ветра как… Но, к какому-нибудь берегу, да прибьет, и руль починим. А что дальше?..».

Управляемый с помощью аварийного руля (использовали сочетание двери каюты и спинакер-гика) «Апостол Андрей» почти месяц преодолевал 2253 мили, отделявших его от Новой Зеландии.

У далекого от яхтинга человека может возникнуть закономерный вопрос: для чего нужны экипажу Николая Литау подобные подвиги? Спонсоры, судя по всему, наших отважных земляков не слишком балуют, яхта у них комфортом и надежностью не отличается, маршруты кругосветных плаваний выбираются аномально сложными, но без признаков парусного спорта. Ответ можно найти в гимне экипажа «Апостола Андрея»:

…Зачем все это нужно нам — ответить не сумеем,
И вновь качает океан «Апостола Андрея»…

 

 

Это интересно: