→ Вьетнам. XV. Слоны и озеро Лак. Где во Вьетнаме покататься на слонах? Где в нячанге можно покататься на слонах

Вьетнам. XV. Слоны и озеро Лак. Где во Вьетнаме покататься на слонах? Где в нячанге можно покататься на слонах

Во Вьетнаме обитают слоны вида Азиатский слон (лат. Elephas maximus) семейства Слоно́вые (лат. Elephantidae). Это самое большое животное в Азии. На Земле по размерам их превосходят виды Саванный слон и Лесной слон, обитающие в Африке.
Всего вид Азиатский слон насчитывает 4 подвида: индийский, шри-ланкийский, суматранский, борнейский. Некоторые ученые склонны рассматривать слонов из Вьетнама и Лаоса отдельным, пятым подвидом.

Слон для туристов в городе Далате

Слоны считаются животными с высоким уровнем интелекта. Они опознают себя себя в зеркале, используют некоторые предметы в качестве примитивных инструментов, обладают хорошей памятью.

Слонов во Вьетнаме осталось очень мало. Если в начале 80-х годов 20-го века их насчитывалось во всей стране примерно две тысячи особей, то к 2010 году осталось немногим более ста особей, живущих в десяти стадах.
Ареал распространения слонов во Вьетнаме был широк: от границ с Китаем на севере почти до г.Хошимина на юге. Теперь ареал распался на очаги обитания.

Дикие слоны

Вьетнамские слоны живут в субтропических и тропических лесах (джунглях). Они предпочитают светлые леса с густым подлеском из кустарников и бамбука. Стада диких слонов остались в отдаленных провинциях: на северо-западе в Лайтяу и Дьен Бьен, в центральном нагорье в Даклак, Ламдонг, Дак Нонг, Зья Лай, Контум. Маленькое стадо обитает в горной части провинции Бинь Тхуан, в которой расположен популярный морской курорт Муйне . Ученые считают, что дикие слоны в джунглях во Вьетнаме будут вымирать и далее и окончательно исчезнут к 2021 году.

Поля фермеров постоянно отвоевывают все новые площади у джунглей. Слоны становятся агрессивнее потому что сужаются их возможности по добыванию пищи и учащаются нападения на них браконьеров. В ответ слоны иногда заходят на поля фермеров и вытаптывают насаждения. Те особи, которые находятся в неволе и используются в различных сферах человеческой деятельности, тоже нередко проявляют агрессию. В 2007 г. в провинции Дак Лак слон насмерть затоптал приблизившегося к нему туриста, который пытался передать фотоаппарат сидевшему на слоне своему другу.

Браконьеры охотятся на слонов кроме преследования цели добыть бивни еще из-за поверия, что украшения из волос слоновьего хвоста приносят удачу.

Одомашненные слоны

В прежние годы прирученных слонов использовали во Вьетнаме в экономике так же, как и в других странах: на заготовке древесины и для транспортировке тяжелых грузов. В настоящее время - только в сфере туризма и развлечений.
Во вьетнамской армии слоны были боевым средством в течение многих веков. В 15-м веке они помогли вьетнамской армии отразить вторжение монголов. Последнее использование слонов было во время Вьетнамской войны, причем, обеими протиборствующими сторонами - северянами и южанами. Северяне транспортировали на них военные грузы, а южане осуществляли патрулирование в джунглях. Вероятно, это было последнее применение слонов в военном деле во всей истории.

Ближайшим местом к популярным курортам, где туристам можно увидеть слонов и поездить на них, является город Далат. Эти слоны, конечно, находятся в неволе. Их интенсивно эксплуатируют, поэтому животные быстро истощаются и умирают. В неволе они не оставляют потомства потому что для спаривания им нужны только отдаленные безлюдные места. В сутки для слона из-за его большой массы требуется в пищу 300 кг травы и несколько сотен литров воды. В условиях джунглей слоны сами могут найти себе столько пищи. А погонщики, эксплуатирующие слонов для туристов, не могут предоставить животным достаточный и полноценный корм. Слоны нуждаются в растительной пище из джунглей, которую они употребляли миллионы лет. Она содержит больше для них необходимых биологических веществ и микроэлементов, чем та баланда, которой их кормят хозяева.

В провинции Даклак один раз в два года проводится фестиваль слонов, во время которого устраиваются гонки слонов, игра слонов в футбол и другие аттракционы. В другое время на них просто катают туристов, причем и на дальние расстояния.

Начиная примерно с 2000 года, в горной местности южного и центрального Вьетнама многие семьи стали держать слонов в домашних хозяйствах в большем количестве, чем в прежние годы. Преимущественно, этим занимаются представители национальных меньшинств, проживающие в этом регионе. Многие семьи имеют в хозяйстве по 5-10 слонов. Слоны лояльны к людям. Как правило, они признают верховенство человека.

Изредка у прирученных слонов появляется потомство. Хозяева отпускают пару слонов в джунгли на 1-2 месяца для заведения потомства. Ведь самке во время беременности нельзя опускаться на колени для того чтобы на ее спину загрузили груз или пассажиров. После родов она не может интенсивно использоваться 3-5 лет. В то же время, из слонов стараются выжать максимум прибыли. Например, за один час катания турист платит $25-30. Поэтому лишь немногие хозяева даже временно отпускают своих слонов на волю для спаривания.

Покататься на слоне, покормить настоящего бурого медведя и попытаться поймать на удочку крокодила… А еще прокатиться на канатной дороге в облаках и загадать заветное желание внутри бронзового колокола на вершине горы. Хорошее начало дня? Именно таким и было наше второе утро в Далате. Все это мы успели сделать всего за несколько часов, взяв байк и колесив по окрестностям горного вьетнамского городка.

Скорее всего, вы уже читали про , про сумасшедший дом и фокусы с переодеваниями. Сегодня продолжение истории.

Во второй день рано утром мы сели на свою "Ямаху Нуово", которую накануне недорого арендовали в нашем отеле, и покатили за город. В планах было посмотреть на водопад Пренн (Prenn) и забраться на гору - погулять по окрестностям монастыря Чук Лам (Thiền Viện Trúc Lâm) . Покатили по горному серпантину. Дорогу снять не смогла, так как приходилось бороться с боязнью высоты на крутых поворотах. Зато есть вот этот кадр, снятый напротив водопадов. Далатцы настолько любят цветы, что высадили их даже над дорогой.

Возле водопадов немного заблудились в сложной транспортной развязке. В итоге потеряли минут 15 и столкнулись на входе с группой русских туристов, привезенных из Нья Чанга. Хотелось отстать от толпы, и мы пошли искать другую дорогу к водопадам. Набрели на маленькую канатную дорогу.

Билет стоит 15 тысяч донгов с человека в один конец.

Прелесть в том, что вагончик проезжает прямо над водопадом!

Он доезжает до вот этого подвесного моста.

Для меня стало настоящим испытанием пройти по нему. На фото старательно делаю вид, что все в порядке: кто-то боится высоты? Не, не я…

Пошли смотреть на водопад Пренн снизу. Говорят, что самое лучшее время для его посещения - это октябрь , когда с гор сюда стекаются мощные потоки воды после сезона дождей. Мы же попали к водопаду, когда он почти совсем иссяк. Ничего общего с экзотическим и труднодоступным , к которому мы сорок минут шли по джунглям на филиппинском острове Палаван.

Но есть у водопада и своя изюминка. Под потоком воды скрывается дорожка. Оттуда можно посмотреть на водопад вблизи.

На этом вроде бы и пора заканчивать историю с водопадом, но предприимчивые вьетнамцы устроили вокруг природной достопримечательности коммерческий парк с аттракционами. Самый главный - катание на слонах и на страусах. Русские тетечки из экскурсии так лихо скакали на птичках. К сожалению, не могу показать вам фотки, так как эти же тетечки могут потом подать на меня в суд. Лучше покажу, как Саша с Ариной катались на слоне.

Трехминутная прогулка стоит 300 тысяч донгов (15 долларов). Не верьте в сказки, что сафари будет длиться 10 минут. На самом деле - это один круг метров 300 длиной. Камбоджийских слонов отлавливают в джунглях горцы из соседних с Далатом провинций. Затем они приручают их, а потом используют в качестве помощников в земледелии, перевозке грузов, расчистке леса и для развлечения туристов. И никакой Гринпис с этим не справится. Азиаты живут так веками и даже тысячелетиями.

Чуть выше по ступенькам от загона слонов есть минизоопарк. Несколько мишек, один из которых очень любит печеньки.

Тут же тетечка со сладостями. Пакетик стоит 10 тысяч донгов. За полдоллара вот такой нехитрый аттракцион по кормлению мишки.

Как только печеньки закончились, вьетнамская бабушка тут же предложила еще одно развлечение - ловлю крокодилов кормление крокодилов с удочки. Аринка за почти три года своей жизни кормила слонов, и даже … Поэтому с крокодилами обращалась уже как кормильщик со стажем.

После кормления крокодилов и небольшого обеда за три доллара в одном из кафе парка Пренн, мы покатили назад в Далат, чтобы по дороге заехать в один из самых экзотических монастырей во Вьетнаме Чук Лам (Thiền Viện Trúc Lâm).

Монастырь расположен на высокой горе на берегу озера Tuyền Lăm Lake и отсюда открываются шикарные виды.

Захотели спуститься к озеру, долго шли по тропинке вниз и наткнулись только на ворота и заросшую дорожку… Пришлось наслаждаться видами из-за елочек и возвращаться обратно.

Примечательно, что в монастыре живут как монахи, так и монахини - всего около ста человек. У них разные территории для сна и отдыха. Дзен-буддизм, видимо, разрешает такое совместное проживание. А за этот заборчик уже нельзя. Частная территория, только для монахов. Красивые домики, правда?

А из-за этой фотографии у меня в голове возникла идея, как же по-разному люди на Земле относятся к молитвам. Католики сидят в церкви, православные в большинстве стоят, азиаты различных буддистских ответвлений - стоят на коленях, мусульмане - практически лежат на своих ковриках во время молитвы…

Обратите внимание на одежду вьетнамских студенток на экскурсии по монастырю. Именно с закрытыми плечами и коленями можно заходить в монастырь, а не в шортах и майках, как любят русские туристки. Пожалуйста, дамы, одевайтесь на экскурсию в Далат скромнее. К тому же здесь по утрам и вечерам прохладно, отморозите попы ноги.

В монастыре забрели в какой-то укромный уголок и встретили двух монахов. По осанке и хорошему английскому было видно, что люди это не рядовые. Спросили откуда мы, поулыбались и разрешили их сфотографировать. Кстати, я как-то разбиралась в и выяснила, что монах может дать обед только по достижении 20 лет с момента зачатия, т.е. в 19 лет и примерно 3 месяца.

Наткнулись на большой колокол. Аринка любит смотреть, что внутри. Оказалось, что там записочки с желаниями.

Листочки с желаниями разных размеров. Есть прямо жизненные бизнес-планы на вьетнамском или вот такие скромные, но очень трогательные пожелания на русском.

На пагоду можно попасть не только проехав по горному серпантину, но и в вагончике канатной дороги . Мы подошли к нему ровно в 11-30, это начало перерыва, который длится здесь до 13-30. Ждать еще два часа мы не могли, так как нужно было возвращаться в отель - Аринке спать, а Саше немного поработать. Уболтали милую тетеньку на входе пустить нас с Аринкой прокатится в одну сторону, в то время как Саша поехал нас догонять на байке по дороге. Не могли же мы бросить наш прокатный скутер на горе в монастыре…

Скажу, что это круто! Пожалуй, можно сравнить с канатной дорогой . Ощущения похожие. А вот это вид уже с конечной станции на Далат.

Там же встретили вот этого малыша. Кто это? Неужели какая-то разновидность игуаны?

Бюджет поездки:

Вся эта самостоятельная экскурсия по окрестностям Далата заняла у нас полдня и обошлась нам в 15 долларов (включая аренду байка на день, входные билеты, проезд на двух канатных дорогах и обед). Еще 15 долларов стояло катание на слонах. Но без него вполне можно обойтись.

Даклак (Вьетнам) посещает не слишком много туристов, так как эта провинция расположена достаточно далеко от популярных курортов страны. Например, из Нячанга поездка на автобусе займет примерно пять часов. А между тем, в Даклаке не просто много интересного, эта провинция сильно отличается от туристических курортов с хорошей инфраструктурой. Можно сказать, что в Даклаке вы увидите «другой» Вьетнам.

Местные жители

В Даклаке, кроме основной нации Вьетнама, вьетов, проживает еще много народностей: мнонги, тхо, эде и другие. Они имеют собственную культуру, язык, многие живут племенами, по минимуму используя блага цивилизации. Правда, стоит сказать, что многие жители в деревнях Даклака делают это не только благодаря личным убеждениям, но и из-за бедности. Они живут в щитовых домишках, обрабатывают землю и, конечно, развлекают туристов.

А туристам предлагают здесь посетить одну из деревень в Даклаке, где можно посмотреть на местный быт и даже пообщаться с жителями. Обычно это совмещается с вечерними представлениями в этническом стиле. Местные жители поют песни, танцуют, устраивают игры, угощают туристов блюдами собственного приготовления и оригинальным алкогольным напитком – рисовым вином.

Катание на слонах

Провинция Даклак знаменита большим числом прирученных слонов, которых активно используют и в домашнем хозяйстве (например, на обработке полей), и в туристических представлениях. В основном, приручением слонов занимаются мнонги, название народности так и переводится «ловцы слонов». Они действительно ловят взрослых слонов, а не выращивают родившихся в неволе слонят, и одомашнивают их.

Туристам предлагают не только традиционное катание на этих больших животных, но и заплыв на слонах по реке. Ведь они отлично плавают! Также можно покормить слонов, чаще всего для этого придется купить фрукты. Это тоже один из способов заработка местных жителей.

Национальные парки и озера


Принципы быта местных жителей, не испорченных цивилизацией, очень хорошо сказываются на местной природе. Здесь удивительные ландшафты! Леса не вырубаются в массовом порядке, поэтому можно встретить большие участки джунглей. А среди них – аккуратные рисовые, кофейные и чайные плантации. Особенно Даклак славится выращиванием кофе. Стоит попробовать местный напиток и купить немного домой.

Туристам предлагают посетить:

  • национальные парки Йок Дон, Чу Янг Син,
  • многочисленные водопады,
  • озера Лак, Дак, Мил,
  • пещеру Дак Туар.

Во всех этих местах туристов ждет первозданная красота природы, не испорченная производством и жилыми застройками. На экскурсиях к озерам предлагают также катание на оригинальных лодках. В большинстве своем они вырублены из дерева и управляются местными девушками с помощью одного весла.

Как добраться до провинции Даклак?

Некоторые путешественники самостоятельно приезжают в Даклак, можно добраться сюда на байке, автобусе, самолете. Но все же самым удобным способом станет организованная экскурсия, ведь посмотреть нужно многое, а до интересных мест еще необходимо доехать.

Стандартная поездка от туристического бюро займет два дня. Сначала туристов на автобусе довозят до одного из отелей, находящихся в административном центре провинции – Буонметхуоте. Там, кстати, можно зайти в очень интересный этнографический музей. А потом за два дня туристов возят по основным достопримечательностям: в национальные парки, к озерам и водопадам, в деревни на вечерние этнические представления и катание на слонах.

Большинство туристов экскурсия в Даклак просто потрясает. Еще бы: столько впечатлений за пару дней! Настройтесь на долгий путь и приготовьте удобную одежду и обувь. И обязательно отправляйтесь в интереснейшую поездку в Даклак!

В провинции Даклак можно покататься на настоящих диких слонах. А точнее не покататься, а переплыть озеро, сидя на его спине. Это было одно из самых ярких впечатлений за последние несколько месяцев.

Мне всегда казалось, что на слонах катаются бессердечные люди. Особенно мне было жалко слонов, на которых взгромождаются тучные туристы. И даже тот факт, что слоны в Азии издавна использовались в битвах, меня не успокаивал. Поэтому ранее у меня даже желания не возникало забраться на это милое животное. Но вот поплавать на слоне – это уже совсем другая история. Тут уж я никак не могла устоять!

Провинция Даклак знаменита как раз именно прогулками на слонах по озеру. По крайней мере, это самая распространенная экскурсия в её окрестностях. Добраться туда можно только на байке, ну, или на туристическом автобусе. Но все-таки лучше поехать самостоятельно. Во-первых, это намного интересней, а во-вторых – намного дешевле!

Где находится «прокат» диких слонов

Чтобы покататься на слонах придется преодолеть ни один десяток километров. Мы выехали в 7 утра и ехали на байке примерно около часа. Дорога была практически свободна, что мне показалось очень странным. Обычно жизнь во Вьетнаме в этот ранний час уже в самом разгаре.

Где купить билеты

  • Билеты на это интересное развлечение можно купить на ресепшн в отеле LAK. Персонал с трудом говорит на английском, но с помощью жестов с ними все же можно объясниться.

Стоимость билетов в отеле LAK: $35

Отель «LAK» на карте мира отмечен в конце статьи

  • Если проехать мимо «LAK», то можно сэкономить $10, так как «прокат» слонов находится на самом деле в нескольких километрах от отеля. Там уже продают билеты от первого лица – за $25. По словам вьетнамца, который там работал, гостиница «LAK» арендует их слонов за более высокую стоимость.

Стоимость билетов: $25

Время работы: покататься на слонах можно в любое светлое время суток

Длительность прогулки: час

«Прокат слонов» на карте мира отмечен в конце статьи

Как кататься на слоне

Нам достался чудесный, умный и острожный слон по имени Ихо, которому исполнилось не так давно 44 года. Для слонов это достаточно солидный возраст, поэтому я была спокойна за нашу безопасность. Все-таки взрослый слон глупостей делать не будет. Ихо ко всему прочему ещё и симпатичный, причем, он сам об этом знает. И как только я достала фотоаппарат, он тут же стал мне позировать.

Ихо родился с одним бивнем. Посмотрите, как он любит бананы! Кстати говоря, Ихо предусмотрительный и запасливый слон — взял с собой на дорожку бананов в хоботе. Все- таки не первый день плавает.

Урок первый: дело привычки

Ихо, как и все слоны, ходит очень вальяжно. С низу может показаться, что нет ничего проще, чем залезть на слона, расслабиться и насладиться прогулкой. Но не тут-то было. Несмотря на то, что сиденье надёжно прикреплено к спине, мне казалось, что я участвую в родео. И как бы мне не нравились слоны и Ихо в частности, я все-таки не понимаю, почему все люди постоянно пытаются залезть на них?

Урок второй: не мешай слону есть

По дороге к озеру Ихо решил немного перекусить. В очередной раз поражаюсь силе слона! Мне веточку-то сложно сорвать с куста, а он своим хоботом захватил целую охапку! Мы простояли около 10 минут, видимо, у очень вкусного дерева, боясь пошевелиться. Вдруг Ихо рассердится, что мы его торопим и поскачет в озеро, а не пойдет?

Урок третий: ощути азиатскую экзотику!

Кататься на слоне по озеру – это настоящее приключение. Конечно, немного страшновато довериться такому большому животному, но Ихо выглядел очень надежным другом. Только на озере я ощутила всю прелесть происходящего!

Урок четвертых: смело управляй!

Наконец-то мне передали бразды правления слоном! Я перебралась со спины на голову, так сказать, на полном ходу. Правда, отпустить ручку сиденья я так и не смогла. Было очень и очень страшно! Причем, Ихо видимо понял, что на его спине происходят какие-то перемещения, и в тот момент, когда я все же уселась на голову, он стал фыркать, махать хоботом и даже топнул ногой. А если учесть, что все это происходит в воде, то все выглядит ещё опаснее. Но, опасность – мое второе имя, поэтому я просидела во главе слона где-то 5 минут, пока рука окончательно не затекла.

У специально обученного человека это получалось значительно лучше. По моим наблюдениям для равновесия необходимо плотно держать ноги за ушами слона. Но это проще сказать, чем сделать.

Урок пятый: плавай как слон!

Ихо великолепно плавает! На фоне сухопутного передвижения, казалось, что он не плывёт, а стоит на месте. Его выдавало лишь приближение берега и плавное движение ног. Да и сам Ихо был крайне рад оказаться в воде. Как будто вода – это и есть его стихия. И да, нас наконец-то перестало трясти.

После этой поездки я по-другому стала относится к слонам и сильно зауважала этих умных и сильных животных. Очень интересно понаблюдать за его движениями, посмотреть, как он ведет себя в природе и даже понять его характер. И все же больше на слонах я кататься не буду. Мне кажется, что их место в диких джунглях, а не под попами туристов.

Отсюда до границы с Камбоджей всего несколько часов пешего хода. Утоптанная слонами дорога делает резкий поворот - чтобы не покидать вьетнамской территории. Роскошные заросли бамбука, типичного для этих мест растения, поражают разнообразием. Здесь и желтый цвет всех оттенков, и нежная зелень только что проклюнувшихся ростков, и коричневая теплота толстенных стволов - некоторые из них достигают высоты четырехэтажного дома. Двигаться по тропе трудно - все вокруг заросло густым кустарником; его жесткие, похожие на железные когти колючки нещадно царапаются - наши руки долго еще потом болели от этих ран.

Переходим еще одну из речушек - в этот период они довольно мелкие - и видим маленькое кладбище. По краям его расставлены молчаливые стражи - деревянные скульптуры в виде стилизованных фигурок животных, в частности, слона. Сверкающе-белый череп буйвола, который призван отгонять злых духов, как, впрочем, и другие символы, говорит о том, что место святое. А несколько больших, вкопанных в землю амфор, содержащих приношения для богов, указывают на то, что где-то поблизости живут люди - в некоторых сосудах мы видим свежие фрукты. Так оно и есть: еще десять минут пути, и весь наш караван, слоны и люди, входит в маленькую, построенную на сваях деревню - к большому удивлению ее обитателей.

Зярай - одно из 54 живущих во Вьетнаме меньшинств. Много веков они сохраняют в нетронутом виде свой первозданный образ жизни. Им это удается благодаря тому, что обитают они в труднодоступных местах вьетнамских джунглей, и все неоднократные попытки "вьетнамизировать" эти племена, которые предпринимали власти, окончились неудачей. Мужчины зярай низкого роста, их кожа своим цветом напоминает амбру. Вся одежда состоит из набедренной повязки. Женщины ходят с обнаженным торсом. Как только наша экспедиция вступила на территорию деревни, местные жители с любопытством окружили необычных гостей - только дети держались поодаль, боясь подходить к людям невиданной расы. Это понятно: маршрут нашей экспедиции на слонах пролегает по запрещенной для иностранцев зоне. Зярай не говорят по-вьетнамски, и поэтому нам необходим переводчик - с местного на вьетнамский. Мы привезли его из Плейку. Он быстро говорит о чем-то с пожилым человеком, кажется, старостой деревни.

Потом другой переводчик - с вьетнамского на русский - Вао - говорит нам: в деревне нам рады. И подтверждает то, что мы уже прочли по глазам окруживших нас жителей: мы первые белые люди, ступившие на территорию, где они живут.

Понемногу узнаем, что эта маленькая народность, обосновавшаяся здесь две тысячи лет назад, всегда отказывалась участвовать в военных конфликтах. Да, они снабжали вьет-конговцев продуктами, но только потому, что те силой заставили их. А вообще у них хорошие контакты с другими племенами, которые населяют равнину за пределами джунглей. Зярай предлагают им табак, лекарственные растения, меди другие продукты леса, а сами получают в обмен металлические изделия, сельскохозяйственные орудия.

Глава деревни приглашает нас в свою скромную бамбуковую хижину. Внутри темно, попахивает дымом, но глаза скоро привыкают. В углу - сложенный из камней очаг и все необходимое, чтобы готовить пищу, довольно большой набор ножей самых разных размеров, орудия для охоты и рядом с очагом - циновки для отдыха. Внутри хижины - приятная прохлада. Мы приехали сюда зимой, но если по ночам температура довольно низкая, то днем она сменяется нестерпимой жарой.

Хозяин дома подвигает к нам сосуд, наполненный "жиу ге" - алкогольным напитком из перебродившего риса. Пьем по очереди, пользуясь одной-единственной рисовой соломинкой. По традиции, этим напитком угощают во время ежегодных празднеств и других торжеств или когда появляется совсем незнакомый гость. Тем временем одна из женщин готовит рис, который затем подают вместе с кусками курицы и соусом "ныуок-мам" - его варят из рыбы и овощей. Переводчик передает нам слова хозяина, который очень огорчен тем, что не может угостить нас змеиным мясом, лягушачьими лапками и обезьяньими мозгами - любимыми лакомствами зярай.

Альберто, самый молодой член нашей экспедиции, вообще-то не пьет, но вот "жиу ге" время от времени потягивает. И правильно делает: этот напиток значительно менее опасен для здоровья, чем, например, речная вода. Так же и Игорь, сначала не очень-то благосклонно относившийся к этому продукту перегонки риса, теперь его пьет с удовольствием.

Сосуд с соломинкой уже сделал несколько кругов, и хозяйка дома становится очень веселой. В какой-то момент в приступе громкого смеха она демонстрирует всем свои сточенные почти до основания передние зубы, пеньки которых выкрашены черным. Зрелище поистине ужасное. Невозможно угадать, сколько лет этой женщине. И когда она говорит о своем возрасте, о том, что вышла замуж, когда там, в долине, еще падали с неба бомбы, - в это трудно поверить.

Улыбаюсь, чтобы скрыть свои чувства, и пытаюсь сделать несколько снимков... Узнаю, что традиция протыкать мочки ушей и вставлять в отверстия бамбуковые палочки, а также стачивать и выкрашивать в черный цвет зубы - все это часть ритуала, означающего вступление во взрослую жизнь.

Наша Суан, девушка редкой грации и красоты, которая учится на третьем курсе Ханойского университета, качает головой и уже во второй раз выражает на своем ломаном русском языке удивление - до сих пор она просто не могла представить, что в ее стране существует такая жизнь. Время от времени она с любопытством спрашивает о чем-то хозяина, но каждый раз вместо ответа получает лишь улыбку и покачивание головой - он явно не понимает, о чем ему говорят.

Я никогда не мог представить, что во Вьетнаме на пороге 2000 года мне доведется встретиться с представителями первобытных племен, жизнь которых отмечена самой крайней простотой. Здешние охотники пользуются теми же арбалетами и отравленными стрелами, а рыболовы такими же сетями и ловушками, которыми пользовались и их предки. Лес удовлетворяет все их нужды, разве что за редкими исключениями. Они получают здесь все - от материала для строительства жилищ до дичи и фруктов. Например, из коры некоторых растений выделывают нечто вроде циновок, которые и подкладывают под корзины, укрепляемые на спинах слонов. Та же кора дает нити, из которых ткут грубые ткани.

Следующий день подарил нам уникальное зрелище: мы были свидетелями жестокого ритуала. Среди многих племен этого региона распространено разведение буйволов - но не столько для работы и не ради мяса, а для жертвоприношений. Буйвол считается самым дорогим даром.

С первыми лучами утренней зари в воздухе разливается ощущение чего-то торжественного. День солнечный, небо цвета темной лазури. Церемония начинается где-то около полудня. Посреди деревни вкопаны в землю несколько толстых бамбуковых стволов, крепко связанных между собой. Сверху каждый ствол богато украшен. К стволам привязывают буйвола - мощное животное с огромными рогами, весящее не менее трех тонн. Призывные крики, дробь барабанов, удары священного гонга, рев животного - все это смешалось в один дикий, невообразимый вихрь звуков. Обезумевший от страха буйвол яростно мечется, пытаясь освободиться. Музыка и крики постепенно утихают, буйвол стоит как вкопанный, раздувая ноздри, - он чувствует приближающуюся смерть. Двое мужчин, держа в руках остро заточенные ножи с непомерно длинными рукоятками, подкрадываются к животному и двумя точно рассчитанными движениями мгновенно перерезают ему сухожилия передних ног. Испустив ужасный крик, буйвол падает на колени, и тут на него обрушивается град стрел - стрелки тщательно целятся, чтобы не попасть в жизненно важные места. Всеобщая экзальтация, крики - и несчастная жертва умирает в страшных мучениях. Для жителей деревни это великий день, для нас же - просто ужасный, вызывающий содрогание спектакль. Зярай считают, что чем больше страдает приносимый в жертву буйвол, тем лучше: тем дальше уйдут от деревни злые духи, причина всех несчастий. Праздник заканчивается обильным угощением - и все это происходит в двух шагах от залитой кровью площадки.

Жизнь зярай делится как бы на два этапа. Десять месяцев они работают на рисовых полях, возделывают сладкий картофель, маис, другие зерновые культуры, маниоку, табак, а два месяца занимаются строительством и починкой своих хижин, изготавливают глиняную посуду, плетут корзины и, повалив большое дерево, долбят каноэ. А также празднуют свадьбы. Время от времени мужчины ходят на охоту и, как правило, приносят оленя либо антилопу.

Спрашиваю, есть ли здесь тигры, - я слышал о них, когда много месяцев назад путешествовал по Камбодже и забрел в места, расположенные недалеко отсюда. Мне говорят, что несколько лет назад в деревне, отстоящей отсюда на расстоянии дня пути, один тигр убил девочку. Она собирала дрова и отошла совсем недалеко от дома. "Но мы решили, что не будем на него охотиться", - говорит мне мужчина, спина которого обильно украшена татуировкой, в основном геометрическими рисунками.

Назавтра мы оставляем этот необыкновенный оазис, открывший перед нами совсем иной мир. Наши послушные слоны идут вперед, и кажется, что они продвигаются очень медленно, но когда Игорь соскакивает на землю, чтобы сделать несколько снимков, ему приходится потом бегом догонять нас. Огромные корзины, в которых мы сидим, не очень-то удобны для длительных переездов, и я с сожалением вспоминаю верблюжьи седла - по сравнению с этими корзинами они кажутся просто пуховыми подушками.

Приходит вечер, появляется полная луна - здесь она кажется просто огромной. Мы отдыхаем у огня, растянувшись в гамаках, подвешенных к стволам бамбука. С каждым днем усталость накапливается все больше, но мы тем не менее продолжаем наше путешествие, которое приносит нам все новые впечатления. Мы изолированы от всего мира, нас окружают опасности, мы вынуждены преодолевать массу трудностей. Мириады насекомых, ядовитые змеи, комары - и малярийные тоже, труднопереносимый климат... Ну и что же!

"Все это - ничто по сравнению с блеском великолепной природы, такой потрясающей, такой многообразной - именно здесь человек чувствует, как он мал и слаб", - записал я в своем дневнике.

Под стрекотание сверчков Куанг, чиновник из Ханоя, который путешествует с нами, рассказывает, что джунгли Вьетнама были театром кровавых битв. 27 лет назад, еще мальчиком, он участвовал в атаке на американскую базу в Плейку, что в двух днях пешего перехода от того места, где мы находимся. Куанг пришел по "тропе Хошимина", которая тянулась вдоль границы по территории Лаоса и Камбоджи. В том сражении у Плейку погибли 8 американских солдат и по крайней мере 200 вьетнамцев. В тот же день Пентагон осуществил ответные атаки на объекты Северного Вьетнама. Это было началом вовлечения США в войну, которая продолжалась десять лет.

"Из тех, кто сражался вместе со мной в те дни, - рассказывает Куанг, - вернулись домой только по одному из каждой пятерки".

Наше путешествие заканчивается в Шузе - селении, расположенном на самом краю цивилизации, у дороги номер 14, что ведет от Плейку в Далат - курорт, основанный французами. Мы пережили незабываемые дни, совершив путешествие, похожее на великие экспедиции прошлого. С грустью расстаемся с нашими друзьями-слонами - незаменимыми товарищами в этом путешествии, терпеливыми, упрямыми и забавными гигантами.

Яцек Палкевич, итальянский путешественник. Перевела с итальянского Людмила Филатова

 

 

Это интересно: